5 апреля 1943 г. приступила к боевым действиям «Нормандия-Неман», знаменитая советско-французская авиационная эскадрилья, воевавшая в составе Красной Армии.
Эскадрилья, получившая по желанию французов название «Нормандия», была сформирована в декабре 1942 года в городе Иваново. Первоначально в ней наряду с советским персоналом было 14 летчиков и 58 авиамехаников из Франции. В марте 1943 года эскадрилья прибыла на аэродром Полотняный Завод (Калужская область), в апреле вступила в бой, а через 3 месяца, к началу Курской битвы была преобразована в полк. В 1944 году за успешные действия при форсировании советскими войсками реки Неман полк получил второе наименование - «Неман».
Всего летчиками «Нормандии-Неман» были сбиты около 300 немецко-фашистских самолетов, а четверо пилотов удостоены звания Героя Советского Союза: Марсель АЛЬБЕР, Ролан де ла ПУАП, Жак АНДРЭ и Марсель ЛЕФЕВР. В боях приняли участие 96 пилотов, 42 из которых погибли. Всю войну они прошли на истребителях «Як», которые были подарены Франции, когда полк вернулся на родину.
Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии.
Эскадрилья Нормандия особо отличилась в знаменитой Орловско-Курской битве летом 1943 года. Ее летчиками было выполнено более 120 боевых заданий, одержано 30 побед, в боях погибли 6 человек. В неравном бою 17 июля 1943 года пал командир эскадрильи майор Жан-Луи Тюлян, накануне - его заместитель капитан Альберт Литтольф.
Майор Жан Луи Тюлян (Jean Louis Tulasne) первый настоящий или скорее первый боевой командир легендарной эскадрильи Нормандия , к концу войны ставшей авиаполком Нормандия-Неман и погибший в числе первых французов 17 июля 1943 г. под Орлом в ходе Орловской наступательной операции Кутузов .
Тюлян принимает участие в организации истребительного соединения под флагом ВВС Свободной Франции на Среднем Востоке. И с 27 августа 1941 г. осуществляет тактическое руководство созданной эскадрильи Эльзас под командованием м-ра Пуликена. И вплоть до 1 сентября 1942 г. считающегося днем рождения эскадрильи получившей в последствии название Нормандия-Неман , он обучает пилотов, сам принимает участие в боевых операциях, его награждают орденом Военный крест и присваивают звание Пилот-истребитель высшего класса .
Довольно долго судьба Тюляна была неизвестна, и прояснилось все в какой-то степени случайно. Во второй половине дня 17 июля 1943 г. в окрестностях деревни развернулся воздушный бой. Со стороны Разинкино, деревни выше по течению Каменки, наш ястребок , строча из пулемета, гнался за двумя немецкими. При их возвращении обратно со стороны Оки картина поменялась на обратную, два немца обстреливают нашего, который летел волнообразно, а от него белой струйкой исходит дым. Подбитый самолет пытается сесть на поле возле Каменки, но попадает в ложбину, верхушку Чертова рва , его подбрасывает вверх, а летчика выбрасывает из кабины. Когда подбежали местные жители, летчик был еще жив, только один глаз был залит кровью. Подоспевшие два фрица , которые стояли в деревне, всех отогнали от самолета, и стали осматривать тело уже мертвого пилота. После проверки документов, часто повторяли - француз! Местные бабы выпросили тело погибшего и на следующий день похоронили его на краю деревенского кладбища. Все люди, которые принимали участие в похоронах, на фотоснимках в книге однозначно показывают на Тюляна, притом, что он был только на групповых фото.
В 1964 г. останки летчика перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище в Москве. При вскрытии могилы присутствовал Дмитрий Кузьмин, механик самолета Тюляна. Он сильно переживал гибель командира и до последнего верил, что тот жив и попал, например, в плен или к партизанам. Была проведена судебно-медицинская экспертиза. Замерили хорошо сохранившиеся кости и по специальной таблице установили рост неизвестного французского летчика: он не превышал 158-160 см. Тут сомнения все отпали. Ведь Тюлян был самым маленьким в эскадрилье и его рост был примерно таким же. На перезахоронение собралось большое количество народу: пресса, кино, официальные лица.
На надгробии выбили на русском и французском языках:
Неизвестному французскому летчику эскадрильи Нормандия , павшему смертью храбрых в бою против немецко-фашистских захватчиков. Июль 1943 г. Западный фронт .
Данные судебно-медицинской экспертизы и показания местных жителей во внимание приняты не были. Документы забрали немцы, самолет растащили по частям местные жители, а его двигатель после войны отправили на переплавку. В первом же походе, правда, нашли номерной агрегат шасси П616156, но в журнале технической части регистрируется только номер мотора самолета, закрепленного за летчиком. После запросов выяснилось только то, что шасси с этим номером пошло на сборку Як-1 и эта партия досталась французам.
В последствии прах Тюляна и еще пятерых захороненных рядом французских летчиков был передан родственникам во Францию для перезахоронения.
Вот так закончилась короткая, но яркая жизнь известного и в тоже время неизвестного французского летчика командира эскадрильи Нормандия майора Жана Луи Тюляна.
С апреля по июнь 1943 г. эскадрилья Нормандия базировалась на одном аэродроме с 18 гвардейским истребительным авиационным полком и была его 4-й эскадрильей.
5 июля 1943 года на базе эскадрильи был сформирован 1-й истребительный авиаполк Нормандия в честь французской провинции, которая больше других пострадала от немецкой оккупации. Командиром полка был назначен Пьер Пуяд - опытный командир, патриот и антифашист.
В декабре 1943 г. в полк Нормандия прибыло очередное пополнение. В группе прибывших были такие авиаторы, как сын известного летчика первой мировой войны младший лейтенант Жак Андре, двое из четырех братьев-летчиков капитан Рене Шалль и младший лейтенант Морис Шалль, летчик-истребитель высокого класса старший лейтенант Морис де Сейн, участник боев в Испании на стороне республиканцев капитан Леон Кюффо, младший лейтенант Роже Марки бывший инспектор летных школ, имеющий 2000 часов налета, и другие летчики с солидной летной подготовкой и боевым опытом. Во второй половине марта в полк Нормандия прибыла еще одна группа летчиков-истребителей во главе с капитаном Луи Дельфино.
Теперь состав французского авиаполка Нормандия был самым большим за все время пребывания его на советско-германском фронте. Нормандия имела в своем составе четыре эскадрильи ( Руан командир лейтенант Марсель Альбер , Гавр была вверена старшему лейтенанту Иву Мурье, Шербур возглавлял капитан Марсель Лефевр и Кан вместо убывшего во Францию Дидье Бегэна стал капитан Рене Шалль), 55 самолетов Як-9, 61 летчик и 249 человек советского инженерно-технического состава. После смерти Марселя Лефевра (он получил сильные ожоги в кабине самолёта от вспыхнувших паров бензина) командиром 3-й эскадрильи был назначен капитан Пьер Эмиль Матрас, прибывший в полк в мае 1944 г.
В августе 1944 года по указанию Главнокомандующего ВВС Главного маршала авиации А.Л.Новикова полк был перевооружен новейшими скоростными истребителями ЯК-3, благодаря чему французские летчики отличились в Восточно-прусской операции. Только 15 октября 1944 года ими было сбито 29 самолетов противника без собственных потерь. Итог боевой работы полка за 1944 год - 122 сбитых самолета противника.
Всего за годы войны летчиками полка выполнено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника, уничтожено и повреждено 132 грузовых и 24 легковых машины, 22 паровоза, атаковано 27 поездов, подвергнуто штурмовке 5 аэродромов и потоплено 2 катера.
9 июня 1945 года газета Правда сообщала об отбытии из Советского Союза на родину французского авиаполка Нормандия-Неман .
По указанию Верховного Главнокомандующего авиаполку Нормандия-Неман переданы в дар от Советского Союза самолеты и авиационное вооружение, которым французские летчики пользовались на советско-германском фронте.
15 июня 1945 года полк Нормандия-Неман вылетел с аэродрома Эльбинга в Париж.
Во Франции истребители Як-3 стояли на вооружении до 1956 года. Нормандия-Неман эксплуатировала их до 1947 года, когда была перевооружена британскими Москито .
Награды
19 февраля и 5 июня 1945 года, за образцовое выполнение боевых заданий полк награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского. 96 французских лётчиков, проходивших службу в полку, награждены советскими боевыми наградами. Лейтенанты Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и, посмертно, командир третьей эскадрильи Шербур Марсель Лефевр удостоены звания Героя Советского Союза.
За время войны потери личного состава полка составили 42 человека. В 1956 году в Москве установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 году на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка Нормандия-Неман.
В 1960 году был снят советско-французский фильм Нормандия-Неман .
Французское правительство наградило полк орденом Почётного легиона, Военным крестом (6 пальм), Орденом Освобождения и Военной медалью.
10 октября 2007 года в Москве, в Краснокурсантском сквере, открыт памятник лётчикам Нормандии-Неман .
Также памятник лётчикам установлен в месте последних боёв полка во время Второй мировой войны в Калининграде.
Ещё один памятник установлен в Полотняном заводе в Калужской области.
В городе Орле в честь этого авиаполка названа улица, на которой находится военно-исторический музей.