Проникающее изложение Дхаммы

Mar 09, 2016 06:10

Оригинал взят у verbarium в Проникающее изложение Дхаммы
.
Сегодня праздник Весак, день полнолуния лунного месяца Висакха, в который родился, достиг Пробуждения и ушел в Париниббану Будда Готама. Это священный праздник для всех буддистов. Я отметил его хорошей медитацией и переводом одной из величайших сутт, сутты № 63 из Шестой книги Ангуттара Никаи. Даже простое чтение этой сутты воспламеняет и радует разум. Следовать ее наставлениям - блаженство. С праздником.

AN 6:63: ПРОНИКАЮЩЕЕ

"Бхиккху, я буду учить вас проникающему изложению (объяснению) Дхаммы. Слушайте и внимайте пристально. Я буду говорить ".

"Да, Бханте", - ответили те бхиккху. Благословенный сказал следующее:

"А что, бхиккху, есть это проникающее изложение Дхаммы?

(1) Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие (разнородность) чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понят; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий должен быть понят.

(2) Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ошущений должен быть понят.

(3) Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят.

(4) Асавы (загрязняющие пятна, "червоточины") должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав, должен быть понят.

(5) Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие каммы должно быть понято; результат каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы, должен быть понят.

(6) Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят.

(1) Когда было сказано: ’Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понято; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти пять объектов чувственного удовольствия: формы (рупа), познаваемые глазом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; звуки познаваемые ухом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; запахи, познаваемые носом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; вкусы, познаваемые языком, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]; осязаемые объекты, познаваемые телом, которые являются желанными, приятными и привлекательными, связанными с чувственным удовольствием и распаляющими [вожделение]. Однако они не являются чувственными удовольствиями; в Винае (Дисциплинарном кодексе) Благородного (Ария) они называются ’объектами чувственного удовольствия’. [Ибо] чувственным удовольствием субъекта (личности) является [его] чувственное намерение, [его стремление вожделения].

[Стихи:] Эти привлекательные вещи мира не являются чувственными удовольствиями:
Чувственное удовольствие стремящегося к нему есть [лишь его] чувственное намерение;
Притягательные [для существ] вещи остаются [всегда] такими же какие они есть мире, [независимо от прикосновения к ним чувственным вожделением];
Мудрые оставляют стремление к ним.

А, что, бхиккху, является источником и происхождением чувственных удовольствий? Контакт является источником и происхождением чувственных удовольствий.

А что является многообразием чувственных удовольствий? Чувственное желание форм есть одна вещь, чувственное желание звуков есть другая [вещь], чувственное желание запахов есть третья [вещь], чувственное желание вкусов есть четвертая [вещь], чувственное желание осязаемых объектов есть пятая [вещь]. Это называется многообразием (разнородностью) чувственных удовольствий.

А что является результатом чувственных удовольствий? Некто, [стремясь к удовольствиям], продуцирует индивидуальное существование, которое соответствует тому или иному [преобладающему чувственному удовольствию], которого он желает и которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом чувственных удовольствий.

А что является прекращением чувственных удовольствий? С прекращением контакта, есть прекращение чувственных удовольствий.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность (осознанность), Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает чувственные удовольствия, источник и происхождение чувственных удовольствий, многообразие чувственных удовольствий, результат чувственных удовольствий, прекращение чувственных удовольствий и путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий, он понимает эту проникающую духовную жизнь (т.е. праведную жизнь (брахмачария) в Дхамме) как прекращение чувственнных удовольствий.

Когда было сказано: ’Чувственные удовольствия должны быть поняты; источник и происхождение чувственных удовольствий должны быть поняты; многообразие чувственных удовольствий должно быть понято; результат чувственных удовольствий должен быть понят; прекращение чувственных удовольствий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению чувственных удовольствий должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(2) Когда было сказано: ’Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ощущений должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти три [рода] ощущений: приятное ощущение, мучительное (неприятное, болезненное) ощущение и ни мучительное-ни-приятное (нейтральное) ощущение.

А что является источником и происхождением ощущений? Контакт является источником и происхождением ощущений.

А что является многообразием ощущений? Существует мирское приятное ощущение; существует немирское приятное ощущение; существует мирское мучительное ощущение; существует немирское мучительное ощущение; существует мирское ни-мучительное-ни-приятное ощущение; существует немирское ни-мучительное-ни-приятное ощущение. Это называется многообразием ощущений. (*Прим. русского переводчика: приятные и мучительные "немирские" ощущения связаны с достижениями или неудачами на Пути.)

А что является результатом ощущений? Некто, [стремясь к ощущениям], продуцирует индивидуальное существование, которое соответствует тому или иному [преобладающему ощущению], которое он испытывает и которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом ощущений.

А является прекращением ощущений? С прекращением контакта, есть прекращение ощущений.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению ощущений, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает ощущение, источник и происхождение ощущений, многообразие ощущений, результат ощущений, прекращение ощущений и путь, ведущий к прекращению ощущений, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение ощущений.

Когда было сказано: ’Ощущения должны быть поняты; источник и происхождение ощущений должны быть поняты; многообразие ощущений должно быть понято; результат ощущений должен быть понят; прекращение ощущений должно быть понято; путь, ведущий к прекращению ощущений должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(3) Когда было сказано: ’Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти шесть [родов] восприятий: восприятие форм, восприятие звуков, восприятие запахов, восприятие вкусов, восприятие осязаемых объектов, восприятие ментальных феноменов.
А что является источником и происхождением восприятий? Контакт является источником и происхождением восприятий.

А что является многообразием восприятий? Восприятие форм есть одна вещь, восприятие запахов есть другая [вещь], восприятие звуков есть третья [вещь], восприятие вкусов есть четвертая [вещь], восприятие осязаемых объектов есть пятая [вещь], восприятие ментальных феноменов есть шестая [вещь]. Это называется многообразием восприятий.

А что является результатом восприятий? Я говорю, что восприятия имеют своим результатом выражение [личности] (* Прим. перев. т.е. выражение в разговоре, жесте, любой реакции на восприятие, etc.). Каким бы образом кто-нибудь ни воспринимал что-нибудь, так он и выражает себя, [говоря:] ’Я воспринимал так-то’. Это называется результатом восприятия.

А что является прекращением восприятий? С прекращением контакта, есть прекращение восприятий.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению восприятий, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает восприятия, источник и происхождение восприятий, многообразие восприятий, результат восприятий, прекращение восприятий и путь, ведущий к прекращению восприятий, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение восприятий.

Когда было сказано: ’Восприятия должны быть поняты; источник и происхождение восприятий должны быть поняты; многообразие восприятий должно быть понято; результат восприятий должен быть понят; прекращение восприятий должно быть понято; путь, ведущий к прекращению восприятий должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(4) Когда было сказано: ’Асавы (загрязняющие пятна) должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Существуют, бхиккху, эти три [рода] асав: асава чувственности, асава [вожделения вечного] существования, асава неведения.

А что является источником и происхождением асав? Неведение является источником и происхождением асав.

А что является многообразием асав? Существуют асавы, ведущие в ад; существуют асавы, ведущие в область животных; существуют асавы, ведущие в область страждущих духов; существуют асавы, ведущие в человеческий мир; существуют асавы, ведущие в мир девов (богов). Это называется многообразием асав.

А что является результатом асав? Некто, [пораженный асавами], погруженный в неведение, продуцирует соответствующее индивидуальное существование, которое может быть следствием или заслуги, или не-заслуги. Это называется результатом асав.

А что является прекращением асав? С прекращением неведения, есть прекращение асав.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению асав, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.
Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает асавы, источник и происхождение асав, многообразие асав, результат асав, прекращение асав и путь, ведущий к прекращению асав, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение асав.

Когда было сказано: ’Асавы должны быть поняты; источник и происхождение асав должны быть поняты; многообразие асав должно быть понято; результат асав должен быть понят; прекращение асав должно быть понято; путь, ведущий к прекращению асав должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(5) Когда было сказано: ’Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие [видов] каммы должно быть понято; результат [действия] каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Это воля, бхиккху, есть то, что я называю каммой. Ибо проявляя волю, [реализуя волю], некто действует телом, речью и разумом.

А что является источником и происхождением каммы? Контакт является источником и происхождением каммы.

А что является многообразием каммы? Существует камма, испытываемая в аду; существует камма, испытываемая в области животных; существует камма, испытываемая в области страждущих духов; существует камма, испытываемая в человеческом мире; существует камма, испытываемая в мире девов (богов). Это называется многообразием каммы.

А что является результатом каммы? Результат каммы, я говорю, троичен: [испытываемый] в этой самой [настоящей] жизни, или в [следующем] перерождении, или в каком-нибудь более отдаленном перерождении. Это называется результатом каммы.

А что, бхиккху, является прекращением каммы? С прекращением контакта, есть прекращение каммы.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению каммы, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает камму, источник и происхождение каммы, многообразие каммы, результат каммы, прекращение каммы и путь, ведущий к прекращению каммы, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение каммы.

Когда было сказано: ’Камма должна быть понята; источник и происхождение каммы должны быть поняты; многообразие каммы должно быть понято; результат каммы должен быть понят; прекращение каммы должно быть понято; путь, ведущий к прекращению каммы должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

(6) Когда было сказано: ’Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят’, по какой причине это было сказано?

Рождение есть страдание; старение (старость) есть страдание; болезнь есть страдание; смерть есть страдание; печаль, жалобы, боль, уныние (отчаяние) и мука есть страдание; не получить желаемого есть страдание; вкратце, пять агрегатов (одна материальная и четыре ментальных "совокупности" живых существ, кхандха), подверженных цеплянию, являются страданием.

А что является источником и происхождением страдания? Жажда является источником и происхождением страдания.

А что является многообразием страдания? Существует крайнее страдание; существует легкое страдание; существует страдание, которое исчезает медленно; существует страдание, которое исчезает быстро. Это называется многообразием страдания.

А что является результатом страдания? Здесь, некто, побежденный страданием, с разумом, охваченным страданием, печалится, изнемогает и сокрушается; он плачет, бьет себя в грудь и приходит в смятение. Или, побежденный страданием, с разумом, охваченным страданием, он пускается во внешние поиски, [ища спасения вне себя], говоря: ’Кто знает [какое-нибудь] одно или два слова (мантра) для чтобы положить конец этому страданию?’ Страдание, я говорю, имеет своим результатом или смятение, или [внешние] поиски. Это называется результатом страдания.

А что является прекращением страдания? С прекращением жажды, есть прекращение страдания.

Этот Благородный Восьмеричный Путь есть путь, ведущий к прекращению страдания, то есть, Правильный взгляд, Правильное намерение, Правильная речь, Правильное действие, Правильные средства к существованию, Правильное усилие, Правильная внимательность, Правильная концентрация.

Когда, бхиккху, благородный ученик так понимает страдание, источник и происхождение страдания, многообразие страдания, результат страдания, прекращение страдания и путь, ведущий к прекращению страдания, он понимает эту проникающую духовную жизнь как прекращение страдания.

Когда было сказано: ’Страдание должно быть понято; источник и происхождение страдания должны быть поняты; многообразие страдания должно быть понято; результат страдания должен быть понят; прекращение страдания должно быть понято; путь, ведущий к прекращению страдания должен быть понят’, [то именно] по этой причине это было сказано.

Это, бхиккху, есть это проникающее изложение Дхаммы".

Учение Будды, Сутры, sutra

Previous post Next post
Up