Знаменитые женщины-буддистки Раджагахи. Дхаммадинна

Feb 08, 2016 16:32



Дхаммадинна родилась в Раджагахе (хинди - Rajagraha, пали - Rājagaha) в семье вайшьев (vaisya, варне вайшьев). Она была красивой, умной девочкой и обладала хорошими манерами поведения. Родители воспитывали её с большой заботой и питали к ней сильную привязанность. Они выдали её замуж за миллионера по имени Висакх (хинди - Visakh, пали - Visākha). Её супружеская жизнь была очень счастливой. Муж и жена сильно любили друг друга.

Однажды, Висакх отправился увидеть достопочтенного Будду и, присутствуя на его беседе, погрузился в медитацию. Висакх утратил свою привязанность к форме, звуку, запаху, вкусу и тактильным ощущениям. Он постиг, что там, где присутствуют эти пять, там присутствует желание, а где присутствует желание, там присутствует печаль, тоска и горе.

Висакх вернулся домой глубоко погруженным в мудрость своего прозрения. Жена встретила его с обычной теплотой. Но он не отреагировал на проявления её любви в свойственной ему манере, и предпочёл сохранить спокойствие. Когда он сел поодаль, без каких либо любезностей и шутливых замечаний, его жена явно заволновалась. Она сказала: «Мой Господин? В чём дело? Я сделала что-то не так? Вы не разговариваете со мной».

«Дхаммадинна! Вы не сделали ничего плохого. Как может такая верная и благонравная жена как вы, сделать что-то не так?»

«Почему вы тогда такой серьезный? На вашем лице нет вашей обычной улыбки. У вас возникли какие-то финансовые трудности?»

«Нет Дхаммадинна! Ничего подобного. Сегодняшняя беседа достопочтенного Будды раскрыла суетность и тщетность чувственного удовольствия, и я поклялся не прикасаться к женскому телу, а также с этого момента, принимая пищу, я не буду добиваться удовлетворения своих вкусовых пристрастий. Если вы хотите, то можете продолжать жить в этом доме или можете вернуться к своим родителям. Я решил посвятить себя вероучению Будды».

«Господин! И это всё? Для меня то, что вы посвятите себя благой Дхамме достопочтенного Будды - это причина для гордости и радости».

Слова его жены стали неожиданностью для Висакха. Он похвалил её про себя и почувствовал, что за неё гордится.

Дхаммадинна добавила: «Господин! Вы пойдёте по этому благородному пути Дхаммы в одиночку? Разве вы не возьмёте меня вас сопровождать?

«Дхаммадинна! Отшельник ведёт очень нелёгкую жизнь. Он, возможно, время от времени не получает даже еды или крова. Он лишён всех вещей, необходимых для комфортной жизни. Вы не сможете это вынести».

Дхаммадинна рассмеялась и сказала: «Если я со своим мужем жила дома жизнью полной комфорта, то я с радостью теперь перенесу полную трудностей жизнь монахини. Я полна решимости улучшить своё будущее и устранить страдание».

И затем они оба тихо отправились в парк Велувана (хинди - Venuvana, пали - Veluvana). В парке они попросили Будду: «O сострадательный! Пожалуйста, дайте нам посвящение и разрешите нам принять в вас прибежище». Достопочтенный Будда принял их просьбу, и они присоединились каждый к своей общине.

Дхаммадинна обычно практиковала медитацию в уединённом месте. Она освоила медитацию, обрела мудрость и достигла Ниббаны. В Тхеригатхе приводятся её слова в момент осуществления (Ниббаны) -



Chandajātā avasāyī manasā ca phuṭhā3 siyā,
Kāmesu appaṭibaddhacittā uddhaṃ sotāti vuccatīti…(Therigāthā 12)

В ком зародилось желание конечной цели, и чьё сердце целиком было возделано этим желанием, чей ум никогда не был связан с чувственными удовольствиями (kāma), она та, которую зовут «udharva-srota, uddhaṃ sotāti» (зовут той, кто идёт над потоком жизни).

В итоге Дхаммадинна достигла арахатства (arhatship). Она считалась ведущей наставницей, среди учеников достопочтенного Будды. И она стала не только гордостью Раджагахи, но также и всей Индии.

Упоминание этой истории из буддийского словаря палийских имён собственных (Buddhist Dictionary of Pali Proper Names).

Дхаммадинна (Dhammadinnā) знаменитая тхери (therī, монахиня) занимавшая выдающееся положение среди других монахинь, выражавшееся в том, что она обладала даром проповеди (A.i.25). Она была женой Висакха (Visākha) из Раджагахи, и когда он, услышав проповедь Будды, стал анагамином (anāgāmī), она тогда с согласия её мужа, оставила мир, и Висакха отправил её в позолоченном паланкине в женский монастырь (в MA.i.515 говорится, что паланкин был предоставлен царем Бимбисарой, Bimbisāra).

Живя в уединении, она в скором времени достигла арахатства (arahantship) вместе с четырьмя аналитическими прозрениями (patisambhidā). (См. в Thig.v.12 строфы, которые она произнесла). Позже она возвратилась в Раджагаху, чтобы поклониться Будде, и там Висакха задал ей несколько вопросов по Дхамме, на которые она ответила «настолько легко, подобно тому, как отсекают ножом маленький стебелёк». Вопросы и ответы представлены в Чула Ведалла сутте (Cūla Vedalla Sutta, M.i.299ff, Чулаведалла сутта: Малое собрание вопросов и ответов. МН 44). Висакха рассказал об этой встрече Будде, который похвалил её большую мудрость и высоко оценил её красноречие.

Пер. с англ.: Цветкова Павла
Источник: Rajagraha. The Historic Capital of Magadha. Jugal Kishore Bauddh. New Delhi. 2005.
Buddhist Dictionary of Pali Proper Names: www.palikanon.com

http://buddha.by/znamenitye-zhenshchiny-radzhagakhi-dkhammadinna

Монахини, Ученики Благословенного Будды

Previous post Next post
Up