Защита «свободы вероисповедания» - очередной повод к вмешательству во внутренние дела Вьетнама?

Jul 16, 2013 02:37

Оригинал взят у khong_ai в Защита «свободы вероисповедания» - очередной повод к вмешательству во внутренние дела Вьетнама?
Роль Вьетнама в Азиатско-Тихоокеанском регионе очевидна, также очевидно, что такие акторы, как США будут использовать имеющийся в их распоряжении спектр средств для лоббирования своих интересов во Вьетнаме. Спектр используемых средств не отличается особым разнообразием: экономические санкции [1], поддержка сепаратистских движений, инициирование т.н. «цветных революций», использование защиты прав человека и свободы вероисповедания как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Как отмечают В. Н. Колотов и А.Н. Ланьков: «США активно используют правозащитнуюи демократическую риторику: чем меньше возможностей влиянияна тот или иной режим, тем больше обвинений раздается в его адрессо стороны Вашингтона. Из стран АСЕАН это прежде всего касается Бирмы и Вьетнама [2].»
О попытках отдельных сил использовать в деструктивных целях карту «защиты свободы вероисповедания» было сказано в докладе Генерального секретаря Компартии Вьетнама тов. Нонг Дык Маня [3]
Приметой современного времени стало использование защиты «свободы вероисповедания» как повода для вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Если ранее предлогом для вмешательства во внутренние дела Вьетнама служила «защита прав христиан», то с недавнего времени в адрес руководства СРВ слышны упреки за якобы имеющие место «нарушения прав буддистов». При этом сами западные «защитники прав буддистов» не могут придти к консенсусу относительно количества буддистов в СРВ: по данным ЦРУ во Вьетнаме 9,3 % буддистов [4] , СNN утверждает, что две трети населения Вьетнама - буддисты [5], по данным Госдепартамента США - более половины населения страны являются буддистами [6]. Впрочем, ни одна из указанных цифр не соответствует действительности - по данным переписи 2009 г. во Вьетнаме всего около 8 процентов (6 802 318 человек из 85 846 997) отнесли себя к буддистам [7].
Враждебно ли относится вьетнамское правительство к буддизму?
Тезис о тотальной враждебности правительства СРВ буддизму наиболее ярко выражен в ««Положении буддизма в современном мире»» американского буддолога д-ра Берзина:
«Хотя во Вьетнаме никогда не было аналога китайской культурной революции, буддизм здесь все еще считается врагом государства, а монахи продолжают бросать вызов государственной власти и ее контролю над населением. В этой стране стать монахом очень трудно, и многих из них до сих пор заключают в тюрьмы. Функционируют лишь «показные» монастыри, в основном для целей пропаганды. На севере, где монашеские институты мирно сосуществовали с коммунистами во время вьетнамской войны, режим для монахов более свободный. На юге страны власти относятся к монахам более жестко и подозрительно». [8].
При этом в приведенном выше небольшом абзаце, посвященном Вьетнаму, этот ученый сумел сделать ряд ошибок: буддологическая ошибка- Берзин ошибочно отнес вьетнамский буддизм к буддизму Тхеравады, хотя вьетнамский буддизм преимущественно является буддизмом Махаяны [9], историческая и фактологическая ошибка - Берзин утверждает о том, что «социалистическое правительство Вьетнама считает буддизм своим врагом», что противоречит историческим данным (буддизм считало своим врагом как раз прозападное антикоммунистическое правительство Нго Динь Зьема) и не соответствует действительному положению буддизма в современном Вьетнаме.
Читатель может самостоятельно оценить масштаб неправоты утверждений д-ра Берзина о якобы «враждебном отношении» социалистического строя к буддизму, взглянув на две фотографии, датированные одним, 1963-им годом:

1963 г. В Южном Вьетнаме буддийский монах Тхить Куан Дык сжигает себя заживо в знак протеста против гонений на буддизм, организованных проазападным, антикоммунистическим режимом Нго Динь Зьема


Тот же, 1963 г. Президент Хо Ши Мин молится в буддийской пагоде Куан Су


Отмечая роль буддизма в жизни современного Вьетнама, Нгуен Тхи Хонг писала:
«опираясь на некоторые буддийские принципы, нынешняя светская власть во Вьетнаме пытается найти оптимальные идеологические позиции, которые органично сочетали бы социальную справедливость, коллективизм и уважительное отношение к труду в условиях рыночной экономики» [10].
Среди более зримых примеров доброжелательного отношения руководства СРВ к буддизму можно упомянуть: государственную поддержку строительства буддийской Академии в Ханое [11]: организацию празднования международного дня Весак в 2008 г., открытие памятника буддийскому монах Тхить Куан Дыку в Хошимине, встречи руководства страны с буддийским духовенством[12], участие государства в строительстве и реставрации культовых сооружений, например, пагоды Зау в провинции Бакнинь [13]. Вьетнамские буддисты принимают активное участие в жизни страны, например, в организации благотворительных обедов для пациентов больниц [14], организации молебна памяти жертв войны, о чем сообщается на официальном сайте ЦК КПВ [15].
Таким образом, можно сказать, что буддийская община Вьетнама не только не подвергается преследованиям со стороны государственной власти, но и пользуется поддержкой и вниманием со стороны социалистического правительства, в свою очередь, внося свой вклад в общественную жизнь страны.
При изучении действительного положения вещей можно прийти к выводу о том, что тиражируемая на Западе информация о «нарушении свободы вероисповедания во Вьетнаме» и, в частности, о положении буддизма в СРВ не соответствует действительности. Руководство СРВ активно поддерживает буддизм, а буддийская община Вьетнама сотрудничает с государством в реализации важных проектов в общественной жизни. Стоит отметить, что руководство СРВ беспокоит несправедливая критика по поводу «нарушения свободы вероисповедания во Вьетнаме» и то обстоятельство, что граждане иностранных государств зачастую не имеют доступа к правдивой информации о реальном состоянии религиозной жизни Вьетнама, одним из примеров заинтересованности руководства СРВ в информировании иностранных граждан о действительном состоянии прав человека и свободы вероисповедания служит размещенное на официальном сайте ЦК КПВ интервью [16].
В связи с тем, что в настоящее время руководство Вьетнама все чаще подвергается неоправданной критике за «нарушение прав человека» и «нарушение свободы вероисповедания», а также принимая во внимание интенсификацию российско-вьетнамского сотрудничества, полагаю, что назрела необходимость проявить солидарность с руководством СРВ по столь важному вопросу. Для реализации этой задачи считаю целесообразным создание совместных российско-вьетнамских исследовательских и информационных проектов по изучению и освещению религиозной ситуации в современном Вьетнаме, в частности, по изучению современного вьетнамского буддизма.

Литература:
1. РАДИО «ГОЛОС ВЬЕТНАМА» [Электронный ресурс]- режим доступа: http://vovworld.vn/ru-RU/Новости/Несправедливое-решение-США-о-повышении-пошлины-на-вьетнамский-пангасиус/143399.vov
2. В.Н. Колотов, А.Н. Ланьков «Особенности развития и проблемы стабильности стран АСЕАН: энергетические ресурсы, экономика и политика региона на современном этапе» в сборнике: Нефть, газ, модернизация общества / под общ. ред. Н.А. Добронравина, О.Л. Маргания - СПб. : «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2008. - IV + 522,[2]с.: ил., 8л. ил. Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.seinstitute.ru/Files/Oil-8p395-439.pdf
3. BÁO CÁO CỦA BAN CHẤP HÀNH TRUNG ƯƠNG ĐẢNG KHÓA X VỀ TÌNH HÌNH KINH TẾ - XÃ HỘI 5 NĂM 2006 - 2010 (Tại Đại hội đại biểu toàn quốc lần thứ XI của Đảng) Электронный ресурс]- режим доступа: http://www.chinhphu.vn/portal/page/portal/chinhphu/noidungchinhsachthanhtuu?articleId=10045210
4. The World factbook: Vietnam Электронный ресурс]- режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/vm.html
5. «Rights group says Vietnam repressing religious freedoms» Электронный ресурс]- режим доступа: http://edition.cnn.com/2000/ASIANOW/southeast/11/13/vietnam.religion/index.html
6. Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor ,International Religious Freedom Report 2007, Vietnam http://www.state.gov/j/drl/rls/irf/2007/90159.htm
7. BÁO CÁO KẾT QUẢCHÍNH THỨC Tổng điều tra dân số và nhà ở 1/4/2009
(Tómtắt) http://www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=596&ItemID=9782
8. Берзин А. «Положение буддизма в современном мире» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.berzinarchives.com/web/ru/archives/approaching_buddhism/world_today/current_sit_buddhism_world.html . - Д
9. Tran Dinh Hoanh «Tieu luan ve Bat Nha Tam Kinh» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://trandinhhoanh.files.wordpress.com/2009/01/bat_nha_tam_kinh_vn_tdh.pdf.
10. Нгуен Тхи Хонг Автореф. диссертации по философии специальность ВАК РФ 09.00.03 на тему «Особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме: прошлое и настоящее»[Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/osobennosti-stanovleniya-buddiiskoi-traditsii-vo-vetname-proshloe-i-nastoyashchee
11. Буддийские академии во Вьетнаме, журнал «Вьетнам» 05, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/220/220/18207/default.aspx
12. «Буддизм во Вьетнаме развивается вместе со всей страной» журнал «Вьетнам» 12, 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/65/65/4113/default.aspx
13. «Пагода Зау- колыбель буддизма во Вьетнаме» журнал «Вьетнам» 05, 2008 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vietnam.vnanet.vn/vnp/ru-ru/13/220/220/18213/default.aspx
14. Những bữa cơm nghĩa tình //GIÁO HỘI PHẬT GIÁO VIỆT NAM [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://phatgiao.org.vn/song-dep/201304/Nhung-bua-com-nghia-tinh-10163/
15. Grand requiem for heroic martyrs in Quang Tri// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dangcongsan.vn/cpv/Modules/News_English/News_Detail_E.aspx?CN_ID=579246&CO_ID=30181
16. Return to see and believe the truth// [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cpv.org.vn/cpv/Modules/News_English/News_Detail_E.aspx?CN_ID=579206&CO_ID=30107
Previous post Next post
Up