Амбалаттхикарахуловада сутта Советы Рахуле в Амбалаттхике

Apr 17, 2013 10:55



Советы Рахуле в Амбалаттхике
(Перевод с английского Дмитрия Ивахненко по переводу с пали Тханиссаро Бхикху)

Я слышал, что однажды Благословенный жил в Раджаграхе, в Бамбуковой роще, Беличьем заповеднике.

В то время почтенный Рахула [1] жил в Амбалаттхике (Манговом Камне). Тогда Благословенный, выйдя из послеполуденного уединения, пошел то место, где почтенный Рахула жил в Амбалаттхике (Манговом Камне). Почтенный Рахула издали увидел его приближение, и увидев его, подготовил сидение и воду для обмывания ног. Благословенный сел на подготовленное сидение, и сев, омыл свои ноги. Почтенный Рахула, поклонившись Благословенному, сел рядом. Тогда Благословенный, у которого в ковшике осталось немного воды, сказал почтенному Рахуле:
-- Рахула, ты видишь этот небольшой остаток воды в ковшике?
-- Да, господин.
-- Вот так мало от созерцающего остается в том, кто без стыда говорит умышленную ложь.

Вылив небольшой остаток воды, Благословенный сказал почтенному Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, как вылился этот небольшой остаток воды?
-- Да, господин.
-- Все, что осталось от созерцающего в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, выливается точно так же.

Перевернув ковшик вверх дном, Благословенный сказал почтенному Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, как этот ковшик для воды перевернулся вверх дном?
-- Да, господин.
-- Все, что остается от созерцателя в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, переворачивается точно так же.

Перевернув ковшик для воды вверх дном, Благословенный сказал почтенному Рахуле:
-- Рахула, ты видишь, насколько пуст и опорожнен этот ковшик для воды?
-- Да, господин.
-- Все, что остается от созерцателя в том, кто без стыда говорит умышленную ложь, настолько же пусто и опорожнено.

Рахула, это похоже на царского слона: огромный, породистый, привыкший к битвам, с бивнями, как дышла колесницы. Войдя в битву, он использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни и хвост, но просто отводит свой хобот. Дрессировщик слонов замечает это и думает: “Этот царский слон не посвятил свою жизнь царю”. Но когда царский слон … войдя в битву, использует свои передние ноги и задние ноги, свой перед и зад, свою голову, уши, бивни, хвост и хобот, дрессировщик замечает это и думает: “Этот царский слон посвятил свою жизнь царю. Нет ничего, чего бы он бы не сделал”. То же относится к тому, кто без стыда говорит умышленную ложь: нет ничего плохого, я говорю тебе, чего он не сделает. Поэтому, Рахула, ты должен тренировать себя: “Я не скажу умышленной лжи даже в шутку”.
-- Как ты думаешь, Рахула, для чего нужно зеркало?
-- Для отражения (рефлексии), господин.
-- Аналогично, Рахула, действия тела, действия речи, и действия ума нужно выполнять с частой рефлексией.

Когда ты хочешь выполнить телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: “Это телесное действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое телесное действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда … это было бы умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое телесное действие подобает тебе.

Когда ты выполняешь телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: “Это телесное действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое телесное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; … то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда … то ты можешь продолжать его. Когда ты выполнил телесное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: … Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое телесное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем … ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда … что это было умелое телесное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума. Когда ты хочешь выполнить речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: “Это речевое действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое речевое действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда … это было бы умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое речевое действие подобает тебе.

Когда ты выполняешь речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: “Это речевое действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое речевое действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; … то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда … то ты можешь продолжать его. Когда ты выполнил речевое действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: … Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое речевое действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно признаться в нем, рассказать о нем, открыть его учителю или знающему товарищу по праведной жизни. Признавшись в нем … ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда … что это было умелое речевое действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума. Когда ты хочешь выполнить умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: “Это умственное действие, которое я хочу выполнить - причинит ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое умственное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило бы вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было бы неумелое умственное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то любое такое умственное действие совершенно не подобает тебе. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинит вреда … это было бы умелое умственное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то любое такое умственное действие подобает тебе.

Когда ты выполняешь умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумывать) его: “Это умственное действие, которое я выполняю, - причиняет ли оно вред мне самому, вред другим, или и мне, и другим? Может, это неумелое умственное действие, с болезненными последствиями, болезненными результатами?” Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причиняет вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; … то тебе нужно отказаться от него. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причиняет вреда … то ты можешь продолжать его. Когда ты выполнил умственное действие, тебе нужно рефлексировать (обдумать) его: … Если, после рефлексии, ты знаешь, что оно причинило вред тебе самому, вред другим, или и тебе, и другим; что это было неумелое умственное действие с болезненными последствиями, болезненными результатами, то тебе нужно испытывать огорчение, стыд и недовольство в связи с этим. Чувствуя огорчение … ты должен воздерживаться от него в будущем. Но если после рефлексии ты знаешь, что оно не причинило вреда … что это было умелое умственное действие со счастливыми последствиями, счастливыми результатами, то ты должен оставаться умственно свежим и радостным, день и ночь тренируя умелые качества ума.

Рахула, все те брахманы и созерцатели (саманы) в прошлом, которые очистили свои действия тела, действия речи, и действия ума, сделали это с помощью именно такой частой рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.

Все те брахманы и созерцатели в будущем, которые будут очищать свои действия тела, действия речи, и действия ума, будут делать это с помощью именно такой частой рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.

Все те брахманы и созерцатели настоящего, которые очищают свои действия тела, действия речи, и действия ума, делают это с помощью именно такой часто рефлексии по своим действиям тела, действиям речи, и действиям ума.

Поэтому, Рахула, ты должен тренироваться: “Я буду очищать свои действия тела с помощью частой рефлексии. Я буду очищать свои действия речи с помощью частой рефлексии. Я буду очищать свои действия ума с помощью частой рефлексии”. Так ты должен тренироваться. Вот что сказал Благословенный. Радостный, почтенный Рахула восхитился его словам.

Примечания

1. Рахула: сын Будды, которому в соответствии с Комментарием было семь лет, когда эта сутра была ему сказана.

гуманизм, Будда, Сутры, Буддийские истории, нравственность, Учение Будды, buddha's dharma, buddha, монахи, Ученики Благословенного Будды

Previous post Next post
Up