И пели птицы...

Jul 12, 2015 21:46


- Что нужно человеку для полного счастья?
- Родина и Любовь.
к/ф «Долгая дорога в дюнах»
В апреле я жаловалась на то, что нечего почитать, все не в настроение, не к душе, не о том. Я, наверное, и сама толком не понимала, чего же мне хочется, но продолжала искать и покупать книги. И не зря. В одном из заказов пришел роман Себастьяна Фолкса «И пели птицы...».
О сюжете в двух словах. 1910 год. Несчастливый брак. Женщина. Мужчина. Страсть. Любовь. Побег. Расставание. Война.
На самом деле книга не совсем о любви и не совсем о войне. И той, и другой посвящены десятки страниц... но книга, на мой взгляд, о другом. Она скорее об одиночестве, о бесконечном и непреодолимом одиночестве каждого человека; о глупых правилах, выдуманных людьми; о трусости, что заставляет нас этим правилам подчиняться; о малодушии и каком-то непонятном желании быть несчастными. Конечно, о мужестве, конечно, о подвигах, а еще о бессмысленности многих вещей, которые мы почему-то считаем важными… о жестокости… людей. По отношению к самим себе, прежде всего.
И о том, что нет никаких границ человеческому безумию...


Мне в книге понравилось все. Вообще то, о чем пишет Фолкс, о чем говорит, оказалось очень близким мне, понятным... и грустным. Редко книги оказываются настолько созвучны моим собственным мыслям и настроениям. В этом отношении 100%-ным попаданием отличается только Кундера...
Фолкс фактически открыл мне первую мировую войну, до него весь мой интерес был прикован к событиям 1939-1945гг. Странно, но мы, действительно, знаем гораздо меньше, несравнимо меньше, о первой мировой, чем о второй.
Что я читала об этой войне помимо «На западном фронте без перемен» Ремарка? Да ничего! Что смотрела? Ответ тот же. К сожалению.
Автора многие упрекают в поверхностности и недоработанности романа. Мне же, напротив, книга кажется очень цельной. Фолкс не стремился осветить все события, показать ход военных действий. Он преследовал совершенно иные цели. Об этом замечательно написано в предисловии самим автором: «Тема формулировалась следующим образом: как далеко мы способны зайти? Где пролегают границы человечности? Меня всегда поражало, что за все время бессмысленного уничтожения десяти миллионов человек никто ни разу не сказал: хватит, если мы и дальше будем продолжать в том же духе, мы потеряем право именоваться людьми...
...А ответ, судя по всему, заключается в том, что предела тому, на что способен человек, просто не существует».
И доказательством тому служит Вторая мировая. Да и вся последующая история. Нам кажется, что всякий пережитый ужас не может повториться; безумие, которое овладевало человечеством, его кошмарные последствия должны стать своеобразным гарантом того, что все это больше никогда не произойдет. Но стоит все-таки признать, что мы по-прежнему ни от чего не застрахованы. Память жива. Но, пожалуй, этого слишком мало, чтобы предотвратить повторение однажды пережитого ужаса.
Линия любви. Странная, ломаная, убегающая и ускользающая от объяснений и толкований. Кто-то сразу ставит диагноз - адюльтер. И вобщем-то упрощает восприятие и понимание как героев и их поступков, так и всей книги в целом. Кто-то пытается эту историю втиснуть в рамки пусть не великой и несчастной, но хотя бы все-таки любви.
Я для себя считаю невозможным определить те чувства, что испытали герои. Наверное, раньше я была бы более категорична... А сейчас... когда-то казалось, что слова имеют значение, потом, что только поступки. А теперь... я думаю, что и те и другие могут быть одинаково обманчивы. Мы уходим любя так же часто, как и остаемся не любя. К сожалению, слишком многое в жизни нельзя разделить на черное и белое. Если кто-то остается рядом с нами, необязательно им движет любовь, если уходит, не значит, что ее больше нет.
Любовь - это не просто желание быть вместе, любовь это готовность следовать за человеком всегда и везде, как в прямом, так и в переносном смысле, это силы и мужество противостоять невзгодам... а иногда и окружающим, и даже собственным друзьям и родным. Но если кого-то в этот момент побеждает страх, который чаще всего именуют ответственностью и долгом, имеем ли мы право упрекать человека за недостаточную силу любви?
Для меня этот вопрос остается открытым...
А еще... рождается кто-то или умирает, птицы поют. Теряем мы кого-то или обретаем, птицы поют. Идем вслед за любовью или остаемся верными долгу, птицы поют...
То, что происходит в нашей жизни, по большому счету, имеет значение только для нас. Так, может быть, стоит хоть чуточку чаще спрашивать себя о том, счастлив ли ты? И делая выбор, думать о том, будешь ли счастлив ТЫ?
Я спрашиваю. Я думаю.
Надеюсь, это поможет мне быть счастливой.

Книгу к прочтению очень рекомендую.



читаю я, 2015

Previous post Next post
Up