В далеком 1928 году был объявлен международный конкурс проектов маяка-памятника Колумбу в Сан-Доминго.
В то время советская архитектурная школа пыталась громко о себе заявить и старалась участвовать во всех возможных конкурсах. Увы, не победили, но нашим партийным вождям нетривиальная американская идея понравилась, и они захотели соорудить что-нибудь такое же на родных просторах, посвященное, естественно, не Колумбу, а... Ленину.
Собственно кому же еще. Поскольку маяк-памятник требовал наличия моря или хотя бы плохенького залива, выбор остановили на Ленинграде.
Было решено в Ленинградском торговом порту построить раздвижную дамбу, а на ней - маяк-памятник вождю, который, конечно же, должен явиться первым по величине во всем мире. Начался сбор средств, Морской канал постановили переименовать в канал имени Ленина.
Первый тур конкурса проектов маяка-памятника, состоявшийся в 1932 году победителя не выявил, за ним последовали второй и третий туры, были приглашены виднейшие советские архитекторы. Наконец, в 1936 году конкурс был завершен. Победил проект талантливого архитектора Ноя Троцкого, создателя Дома Советов на Московском проспекте и «административного здания» по адресу Литейный, 4.
Сооружение по форме напоминало корабль, с фигурой Ленина, стоящей на капитанском мостике у штурвала... ничего Вам это не напоминает? За статуей вождя устанавливались мощные прожектора - решение идеологически выдержанное и технически грамотное.
К счастью...как это часто бывало с "великими" и грандиозными бестолковыми проектами, собранных средств на строительство не хватило, проект так и остался на бумаге, а потом началась война и о нем благополучно забыли.
И вот опять насупила пора когда стране нужны великие и затратные проекты, так как Сочи скоро пройдет, а пилить бабло привыкли. Для начала морской фасад. Насыпные (судя по бюджету золотым песком) территории, офисные здания, дома для избранных.
Решено вернуться и к идее памятника. Так сказать наш ответ Чемберлену церетелевскому
Петр I. Памятник Ленину Андрею Первозванному. Сейчас над проектом, заказчиком которого выступил «Морской фонд», работает Альберт Чаркин. По задумке, апостола должны установить на дамбе или очередном "золотом" насыпном острове.
В мастерской ректора петербургской Академии художеств несколько десятков моделей Андрея Первозванного, разных образов и размеров. Установить памятник покровителю всех моряков на дамбе хотели еще в период празднования 300-летия, но... не допилили.
Весной 2011-го работу решили возобновить. Альберт Чаркин, автор проекта, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина: «Представьте, что через суда проходят океанские суда. Рядом будет стоять фигура Андрея Первозванного. Она как минимум должна быть на высоте 40 метров. Потому что корабль громадный, и если апостол будет небольшой, он провалится, потеряется».
Фигура апостола, встречающего путешественников у морских ворот, должна вселять в их сердца простые человеческие чувства - уверенность, покой и стремление к чему-то высокому. Выбранное для Андрея Первозванного место явно способствует таким размышлениям.
Олег Мельников, заместитель президента Морского фонда: «Посмотрите, какое красивое море. Пусть это только залив, но это акватория, вода, пространство. Конечно, для каждого моряка оно всегда прекрасно».
Альберт Чаркин, автор проекта, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина: «С этой стороны берега будет стоять памятник Андрею Первозванному, обращенный к заливу. Апостол будет встречать всех гостей, прибывающих по морю в Петербург».
В этом случае высота фигуры не самоцель, но важнейшая деталь проекта. Андрей Первозванный должен как будто парить над проходящими судами. Тогда в памятнике будет смысл.
Именно сейчас, когда судно подходит к воротам главного фарватера есть возможность хотя бы представить, каким по высоте может быть памятник Андрею Первозванному, который хотят установить в этом месте. Хотя в данной ситуации нужно учитывать то обстоятельство, что этот контейнеровоз принципиально меньше океанских лайнеров.
По первоначальному замыслу, памятник, постамент и сама фигура Андрея Первозванного мог бы быть высотой 100 метров. Это в два раза больше Александровской колонны на
Дворцовая площадb. Но потом решили уменьшить размеры до 70.
И если сегодня масштаб и образ не вызывают особой критики у архитектурного сообщества, то саму установку апостола на дамбе считают невозможной инженеры. Проектировщики защитных сооружений и кольцевой дороги не рассчитывали на дополнительную нагрузку на грунт в этом месте.
Олег Панчук, заместитель генерального директора Северо-Западной дирекции Росстроя, дирекции КЗС Петербурга от наводнений: «Это все намывные территории, и ни одного лишнего километра и даже сантиметра земли там не рассчитывалось на то, чтобы на дамбе, обеспечивающей проход судов и защищающей город от наводнений, стояли дополнительные сооружения, которые не выполняют этих задач».
Художникам и вдохновителям памятника рекомендуют задуматься о другом месте для Андрея Первозванного. Среди версий - создание искусственного острова или приспособление одного из фортов. Но это невероятно увеличит затраты. Так что пока неясно, где и когда на морском пути в Петербурге появится фигура апостола, так вдохновляющего моряков.
Лично я от памятника не отказался бы. Тем более что в нем планируется музей, смотровая площадка и прочее. Дамба обеспечит ему туристов Заодно и Кронштадт будут смотреть. Неплохо он впишется и на одном из фортов... вопрос денег. С приходом в кресло губернатора Полтавченко все большие проекты были свернуты. ВСЕ! Практически 100% кроме стадиона на Крестовском. И то там вялое строительство лишь из-за чемпионата мира по футболу 2018.
Инфа частично (С) интернет