Судно было сильно вооруженным: 64 орудия, 48 из которых 24-фунтовые. Вооружение весило около 80 тонн. Пушечные ядра для 24-фунтовых пушек весили приблизительно по 10 кг каждое. Вооружение было очень ценно и, как говорилось ранее, было спасено в конце 17-го века. Только 3 из больших 24-фунтовых пушек осталось на борту корабля. Это большая удача, потому что останься все вооружение на месте до 1961 года, оно повредило бы корпус корабля.
Некоторые числа
Вес корпуса: 1300 тонн.
Вес балласта: 120 тонн.
Полная длина, включая бушприт: 69 метров (корпус 61 метр).
Самая большая ширина: 11,7 метра.
Высота от киля до клотика грот-мачты: 52,5 метра.
Осадка: приблизительно 5 метров.
Число парусов: 10.
Общая площадь парусов: примерно 1200 кв. метров
Три мачты: бизань в корме, грот в средней части и фок в носовой части корабля.
Облик Wasa
На корме Wasa - ют 20 метров высотой, возможно, самая поразительная особенность корабля. Ют был фактически своего рода зданием на борту Wasa. С него было найдено наибольшее количество скульптур. Он возвышается приблизительно на восемь метров над палубами, считая от средней части корабля. Неудивительно, что он привлекает внимание.
В корме расположена главная каюта адмирала, которая совмещала в себе и его жилое помещение. Это была самая великолепная каюта на судне, украшенная маленькими скульптурами и декоративной резьбой. В ней даже имелись стеклянные окна. Там же проводились советы. Главная каюта находится на уровне верхней орудийной палубы, перед ней находилась рулевая площадка, а над ней капитанская каюта, которая располагалась на уровне палубы.
По бокам юта находились балконы близнецы, маленький балкон располагался выше большего. Фактически они были двойными галереями. Галереи были обычным явлением того времени, но двойные галереи Wasa были уникальны. Другие Королевские корабли имели только одну галерею. Верхняя галерея находится на том же самом уровне, что и капитанская каюта, нижняя галерея на уровне главной каюты. Они были соединены с каютами дверными проемами. Отверстия в галереях позволяли солдатам стрелять из мушкетов. Точно так же как остальная часть юта, галереи были тяжело украшены скульптурами.
После того, как Андерс Франзен обследовал судно, он сделал предположение, что на борту корабля не может быть больших сокровищ, потому как Швеция в то время была бедной страной. Хотя некоторые не верили, что на борту военного корабля, лежащего на морском дне, нет больших сокровищ. Когда корабль подняли, то все смогли убедиться, что Wasa был очень простым и небогатым. Офицеры на борту корабля не жили роскошно. Одной из немногих найденных ценных вещей было золотое кольцо. Большинство посуды на борту корабля было сделано из дерева и глины. Некоторые вещи сделаны из олова. В отличие от внутренней простоты, внешне Wasa была очень украшена, это и вызвало большое удивление археологов. Для художественного оформления использовались дуб, липа и сосна. Дуб был главным материалом из-за его изобилия во времена постройки Wasa. После 333 лет, проведенных под водой, на некоторых из скульптур были найдены следы позолоты. Многие скульптуры были первоначально окрашены и позолочены. Wasa, должно быть, имела превосходный вид, когда уходила в свое первое и последнее плавание.
Когда археологи начали работу по сбору всех найденных фрагментов в одно целое, они столкнулись с большой проблемой: не было никаких современных рисунков или репродукций Wasa. Вместо этого ученые изучили устройство других судов начала 17-го века. За основу был взят французский военный корабль
«Сент-Луис» , он, как и Wasa, был построен судостроителями голландской школы судостроения. Шведскому королю Густаву II Адольфу показывали модель «Сент-Луиса» и он захотел, чтобы подобное судно было построено и у него. Только он хотел, чтобы судно было большим, с дополнительной орудийной палубой. Что, в конце концов, и сыграло фатальную роль в гибели Wasa из-за перемещения центра тяжести судна выше.
Чтобы понять причины помпезного украшения корабля, необходимо немного знать историю начала 17-го века. Украшение предназначалось не только для того, чтобы впечатлить постороннего наблюдателя. Люди в начале 17-ого века жили во время, когда религия и волшебство имели намного большее значение, чем сегодня. Суда украшались волшебными символами и образами, чтобы успокоить погодных богов и получить преимущество перед врагом. Конечно же, эти художественные оформления были направлены на поднятие боевого духа команды и на запугивание врагов.
В 16-17-ом веках религия начала терять моду в оформлении кораблей, престижно стало орнаментное оформление военных кораблей. Причиной был Ренессанс.
Политически Ренессанс закончился с появлением более мощных королей, свободных от влияния католической церкви. Художественным оформлением Wasa Густав II Адольф хотел сказать миру, что он действительно могущественный Король и Швеция должна стать мощной и богатой страной Европы. Художественное оформление Wasa в большей степени являлось пропагандой короля. Те, кто создавал все скульптуры, не работали беспорядочно или под влиянием собственного желания в создании скульптур для Wasa. Они следовали точному плану и программе художественного оформления. Как предполагается, программу разработали король и его приближенные советники. Это были старые преподаватели и личные друзья короля Джоан Скайтт и Джоан Береус, высокообразованные и влиятельные в то время люди.
Что же относительно самих скульпторов, то они испытывали недостаток в образовании для того, чтобы проектировать программу украшения Wasa, но среди них были, конечно же, и квалифицированные ремесленники. Наиболее известные среди них немец Мартен Редтмер и голландец Джоан Тессон, создавшие многие из скульптур. В работе скульпторы использовали руководство по иконологии, написанное художественными философами. Например, когда один из них хотел представить старинный мифологический сюжет, он пользовался иллюстрированным изданием поэмы «Метаморфозы», написанной римским поэтом Овидиусом. Большинство скульптур прославляет короля и Швецию.
Скульптуры Wasa
Геркулес - символ храбрости и силы, он часто использовался как символ мудрости. Плоды - символы процветания. Некоторые из скульптур представляют различные государственные мнения, различные человеческие характеры и настроения. В некоторых скульптурах отражена политическая ситуация того времени, например скульптуры, высмеивающие Польшу. Скульптуры могут быть разделены на 'универсальную группу': популярные темы по северной Европе и группу скульптур характерную только для Wasa. Эта последняя группа будет описана далее. В то время на художественную шведскую школу влиял голландско-немецкий стиль Ренессанса. Это очень заметно при взгляде на украшение судна. Типичны для голландско-немецкого стиля сюжеты Древнего Рима и Греции. Есть также и германские элементы среди скульптур, это гротеск и маски пародии. Они являются часто юмористическими по сравнению с более величественными скульптурами. Большая часть скульптур была отделана золотом. Скульптуры Wasa могут быть разделены на следующие категории:
155 пилястров различных размеров и типов.
87 воинов и фигур рыцарей.
74 маски.
71 фигура гротеска - человек и животное.
35 фигур животных.
10 Putty.
8 геральдических скульптур.
13 "странных скульптур".
Об окраске скульптур
Предполагалось, что большинство скульптур было позолочено. Окраска одним цветом или позолота стала популярной в конце 17-ого века. Также полагалось, что фон был синим. Новое исследование, проведенное в девяностых годах прошлого века говорит о другом. Скульптуры были разноцветными, а фон был красный, а не синий.
Штефан Эвензен, ученый из музея Wasa подозревал, что скульптуры Wasa, возможно, были разноцветные, но в шестидесятых годах он не имел технических средств доказать это. Конечно, это радикально меняет взгляд относительно окраски Wasa. Окрашенные фигуры были намного заметнее. Скульптуры были окрашены согласно моде, объединяя натурализм с символикой. Пример этого натуральный цвет лица фигуры, красные губы и даже щеки!
Реставратор Питер Танджеберг из Университета Осло был привлечен в проект, который нацелен на определение цветовой схемы скульптур Wasa. Между 1990-1999 годами семнадцать скульптур скрупулезно проанализировали, используя электронный микроскоп. Эта работа была трудной из-за различных депозитов на скульптурах. Проект продолжается, и, в конце концов, будут проанализированы приблизительно тридцать из всех скульптур.
Корма
Корма коронована арочной скульптурой, так называемым гакабортом, с фигурой молодого Густава Адольфа между двух грифонов удерживающих королевскую корону над головой молодого короля. Грифон был включен в герб Густава Адольфа отцом, Карлом IX. Грифоны здесь представляют старого Короля. Скульптура - символ королевской последовательности: Густав Адольф - законный наследник Шведской кроны. Кузен Густава II Адольфа Сигизмунд, король Польши, утверждал, что он был законным Королем Швеции, в то время как Густав Адольф был узурпатором. Сигизмунд был Королем Швеции до 1599 года, после чего был свергнут. Обратите внимание на надпись внизу (G.A.R.S.), это королевские инициалы на латыни. Густав Адолфус Рекс Суекиа (Gustavus Adolphus Rex Sueciae).
Национальный герб
Ниже арочной скульптуры короны был шведский национальный герб. Эта скульптура очень хорошо сохранилась. Национальный герб поддерживается двумя великолепными львами. Львы, в свою очередь, окружены драпировкой. Сам герб - щит с геральдическими эмблемами. Выше щита - королевская корона. Скульптура была полностью покрыта золотом и в некоторых местах окрашена.
Герб Семейства «Васа»
Далее на корме, ниже национального герба, располагался герб династии Васа. Золотой сноп зерна помещен ниже королевской короны, по обе стороны херувимы. Все это окружает тяжелая свернутая драпировка. Концы драпировки украшают плоды. Каждый херувим держит оливковую ветку - древний символ мира. Плоды, висящие по бокам драпировки, символизируют процветание, богатство и прогресс. Этой скульптурой король говорит, что семейство Васа принесло мир и процветание Швеции и что люди, в конечном счете, за то, что они имеют, должны благодарить Бога. Герб Васа находится на том же самом уровне, что и главная каюта.
Многие из фигур на корме являются персонажами Библии и греческой/римской мифологии. Они демонстрировали большие достоинства Густава Адольфа. Под гербом Васа - скульптура мужчины, играющего на арфе. Он одет в римскую броню. Это царь Давид из Ветхого Завета. Царь Давид изображен как старик, символ мудрости.
Дальше к бортам в том же самом ряду с царем Давидом есть две скульптуры Геркулеса. Среди гуманистов и художников Ренессанса Геркулес был популярной фигурой. Он был символом силы и храбрости, но также и мудрости и хитрости. В то время Геркулес использовался как моральный пример, которому нужно следовать.
На уровне капитанской каюты, на верхней кормовой галерее, расположился ряд воинов, одетых в римскую одежду. Ряд воинов продолжается далее по сторонам юта и на верхних галереях. Солдаты вооружены не мечами, а трубами, рожками, факелами и лампами. Они изображают сюжет из Ветхого Завета, об истории Гидеона и его солдат, который со своими тремястами солдатами ночью отпугнул превосходящего по численности врага.
Эта тема имела особое значение для шведского короля, который предполагал, что Швеция скоро вмешается в Тридцатилетнюю войну. Густав Адольф должен был быть "Гидеоном своего времени" и сделать Швецию главной в Европе.
С каждой стороны от герба династии Васа стоят по три воина, одетых типично для 17-го века. Расположение этих солдат возле герба указывает, что они королевские предки Густава II Адольфа. Во времена правления Густава Адольфа многие в Швеции считали, что их родословная пошла от готов, которые разрушили Римскую империю. Иметь древнюю родословную было модно у королей во время Ренессанса,
На более низкой кормовой галерее, по окружности юта, находятся римские солдаты. Большинство этих скульптур вырезано из липы.
В верхней части галерей мужские и женские фигуры с хвостами рыбы. Это - тритоны, нереиды и русалки - сыновья и дочери Посейдона.
Продвигаясь от юта к баку мы сталкиваемся с орудийными портами. Маски львов на них символизируют власть огня. На поручне есть несколько фигур получеловека и полуживотного, то ли дельфина, то ли дракона. Они представляют морского бога Протеуса (Proteus), который помогал Посейдону следить за его владениями. Протеус имел способность превращаться в животное, растение, огонь или воду. Поскольку Посейдон использовался в украшении датских кораблей, а Швеция с Данией были конкурентами на Балтике, то шведы отказались от использования Посейдона в украшении.
Носовая часть корабля Wasa
Гальюн - довольно большое сооружение, 12-ти метровой длины. В верхней части носа, у основания, стоит большой воин, одетый в римскую одежду. Он истинный гигант - 2,5 метра высотой. Могущественный и высокий воин стоит на льве, у его ног маленькая собака. Скульптура символизирует благородный и честный характер. Собака, стоящая на голове льва, агрессивна, но лев не обеспокоен этим. Это демонстрирует благородное сердце воина, который не будет нападать на более слабого противника. Благородные качества воина в свою очередь могут быть приписаны королю Швеции. Перед воином - тритон, который формирует верхнюю часть гальюна, его длина четыре метра.
Поляки
Перед могущественными воинами два человека, сидящие под скамьей. Эти два человека весьма странные фигуры, в отличие от любых других скульптур на Wasa. Из одежды видно, что это поляки. Они изображают наказание, которое существовало в то время в Польше. Если мужчина совершал проступок, он должен был лезть под скамью и лаем, подобно собаке, признавать свою вину. Очень тонкий способ оскорбить своего врага, Польшу! Когда команда использовала гальюн как туалет, они ясно видели поляков под скамьей.
Римские императоры
По обе стороны гальюна находился ряд римских Императоров по десять с каждой стороны. Они стоят в хронологическом порядке, начиная с Тибериуса (Tiberius), по правому борту, на тумбах с масками и именами императоров. Густав II Адольф, очевидно, желал показать себя как равный среди императоров. Интересный факт - известный римский Император Огастус (Ogastus) отсутствует. Причиной может быть то, что Густав Адольф хотел быть расцененным как первый римский император на Wasa, быть новым Огастусом, который принес мир католикам.
В нижней части гальюна есть длинный горизонтальный бордюр, который состоит из многих маленьких скульптур. Этот бордюр рассказывает историю греческой мифологии, эпизод мифа «Пелеус и богиня Зэтис». Пелеус пытается ухаживать за богиней Зэтис, но так как Пелеус - простой смертный, а Зэтис богиня, она сопротивляется ему, превращаясь в различных животных: львов, морских змей и других опасных существ. По совету Протеуса Пелеус не отступает и добивается расположения Зэтис, после чего они женятся. История символизирует упорство и выносливость в достижении цели.
Главное носовое украшение - лев. Он имеет длину четыре метра и вес 450 килограммов. Носовое украшение - истинный шедевр среди множества скульптур. Между его передними лапами герб династии Васа. Лев - геральдический символ Швеции и щит с гербом - символ корабля. Носовое украшение было первоначально позолочено.
Каюты Wasa
Палубы и каюты Wasa также были украшены скульптурами. Но незначительно, по сравнению с внешними. Стены главной каюты были украшены группами пилястров. По бокам были скамьи, закрепленные к стенам, которые превращались в кровати ночью. Кроме нескольких фигур скульптур и орнаментов, главная каюта была довольно проста и скудно обставлена. Выше входа в главную каюту хорошо сохранился патронный ящик - пример германского искусства Ренессанса.
Лев с Севера
Выше руля есть фигура льва высотой 1,5 метра. Любопытно, что лев обращен спиной и стоит на маске гротеска на задних лапах, он оглядывается назад через правое плечо. В нем скрытая символика - старый средневековый мотив, одержания победы над язычеством. Здесь язычество представлено маской гротеска, а король - львом. Язычество часто символизировалось драконом или фурией. Ясно, что Густав Адольф как лев будет искоренять язычество в Европе, побеждая своих врагов. Скульптура может также интерпретироваться политически. В те времена в феодальной Германии было множество пророчеств. Протестанты в северной Германии говорили о Льве с Севера, что прибудет из северной Европы и спасет их от католиков. Это пророчество было записано швейцарским философом Паракелсасом приблизительно ста годами ранее, в начале 16-ого столетия. Пророчество было весьма старо и поэтому, когда Густав Адольф стал королем Швеции, пророчество приписали ему.
В 1961 году, по прошествии 333 лет, шведы его подняли. была применена специальная сложная уникальная система консервирования древесины.
Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В мире не было опыта консервации столь большого объекта. Поэтому решили построить специальный крытый док, куда на понтоне-основе отбуксировали корабль, и в течение 17 лет днем и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. На каждый килограмм дерева приходилось полтора литра воды. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.
Временным выставочным “залом” для корабля “Васа” стал док. Одним из первых посетил его король Швеции Карл XVI Густав, увлекавшийся археологией и оказавший большую поддержку работам по подъему судна. Реставраторы очистили от ила и грязи корпус корабля и все предметы. Кожаные изделия консервировали, ткани и посуду очищали и сушили.
Посетителей временного музея в то время встречал довольно плотный туман от разбрызгиваемой жидкости. В результате был едва виден черный мокрый корпус, с которого постоянно капало. И тем не менее за 27 лет существования этого тесного временного музея посмотреть на “Васу” пришло более 11 миллионов человек.
В музее собрана интересная экспозиция экспонатов того времени. Показаны принципы судостроения, предметы быта, одежда, деньги, вооружение того времени.
По поднятым черепам и костям была воссоздана внешность каждого члена команды. Даже кошки )))
На внешность каждого члена экипажа можно посмотреть.
Имеются даже компьютеры, на которых ты сам можешь рассчитать груз корабля, время плавания, силу ветра и посмотреть... будет ли он устойчив и насколько быстроходен :)
По музею ходила группа туристов с Китая, Японии или Кореи. Скорее всего с Японии и всё время что-то восхищенно и озабоченно лопотала по-своему. У макета корабля в разрезе вела ожесточенные "научные" споры... один даже на калькуляторе что-то считал :)))) случайно оказался свидетелем, как один из азиатских туристов, видимо устав от дискуссии, подошел к кораблю, показал на него пальцем и громко произнес фразу понятную для всех "Made in China" и живописно показал руками как он тонул. Все долго смеялись :))) включая шведов и русских... самокритично получилось )))
Такой вот он - корабль - памятник человеческой глупости, нерасчетливости и невежества...
Несколько занятных фактов от экскурсовода. У нас у русских принято считать что приплывали к нам шведы и норвежские викинги, грабили и брали в полон русских. Так вот. Так же считается и у шведов и финнов, только в отношении русских. Финны например даже столицу свою вынуждены были подальше от границ с Россией отодвинуть, т.к. русские дважды ее сжигали дотла и разоряли. Во всех серьезных бедах у них виноваты русские войска или разбойники.
Как пример: корабль Васа ждал в Выборге шведский король. Хотелось ему покрасоваться на флагмане. Но не дождался. И тогда он был вынужден идти наземным маршрутом в свою столицу по своей стране (ныне финской территории). И что меня поразило в рассказе экскурсовода - во время передвижения, король со свитой и его войско не жгли ночами костры и сильно укрепляли лагерь, дабы... наберите волздуха, как говорит Задорнов )))))) НЕ ПРИВЛЕКАТЬ ВНИМАНИЕ РУССКИХ РАЗБОЙНИКОВ, КОТОРЫЕ ЛЮТОВАЛИ В ЭТИХ ЗЕМЛЯХ ))))))))
Некоторые истоники инфы и пары фото:
http://windgammers.narod.ru/Korabli/Wasa.htmlhttp://www.nkj.ru/archive/articles/12355/