О любви графа к крепостной

Aug 07, 2015 11:04


Что бормочешь ты, полночь наша?
Все равно умерла Параша.
Молодая хозяйка дворца.
Тянет ладаном из всех окон,
Срезан самый любимый локон,
И темнеет овал лица...
Анна Ахматова


Во дворце графов Шереметевых на берегу Фонтанки,
в Фонтанном доме, печально закончилась самая романтическая история 18 века. Внук сподвижника Петра, генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, Николай Петрович полюбил свою крепостную актрису, дочку кузнеца Парашу Ковалеву.




Прасковья родилась 20 июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии. Отец ее был кузнец, "коваль", а от туберкулеза позвоночника у него вырос горб. Говорят, горбун пьянствовал, буянил, тиранил семью. Однако Прасковья любила отца и до смерти хранила его портрет у себя на столике.

По легенде, они встретились в поле, когда молодой граф возвращался с охоты, а Прасковья гнала коров. но граф внимания на крестьянку не обратил, ей шел шестой год. По легенде, позднее Шереметев на том самом месте поставил часовню.

Параша была одной из тысяч крепостных графа, но, благодаря своему уникальному завораживающему голосу, названному самим Шереметевым "жемчужным", замечательному актерскому дарованию и редким душевным качествам, вскоре стала единственной...

Уроки пения ей давала знаменитая Елизавета Сандунова, жена прославленного комика Силы Сандунова, впоследствии владельца главной из московских бань. Драматическому искусству будущую графиню учила артистка театра Медокса Синявская.

Дебют юной актрисы состоялся 22 июня 1779 года в маленькой роли служанки в опере Гретри "Опыт дружбы". Ей было всего одиннадцать лет.

Она получила сценический псевдоним Жемчугова и была настоящим украшением Шереметевского театра, на ней держался весь репертуар.




В театре были еще актрисы Яхонтова, Бирюзова, Изумрудова, Гранатова и другие.

Николай Петрович, безусловно, обладавший режиссерским талантом, нашел в Параше единомышленницу.



Боровиковский Владимир «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1819г.

После смерти старого графа в 1787 году они открыто зажили в Кусково: Прасковья одна сумела вытащить Шереметева из беспробудного пьянства, которому тот предался из-за кончины отца.

Однажды граф заметил, что Прасковья подозрительно часто стала исчезать из дома по утрам, и он решил ее выследить. Оказалось, она тайком посещала Сухаревку, где толпились нищие, чтобы подать им милостыню.

Девушка была равнодушна к мехам, нарядам и драгоценностям. Неизвестно любила ли она графа, но в обмен на внимание попросила не меха и не золото, а  странноприимный дом, где бы оказывали помощь всем нуждающимся. Так в Москве появилась будущая больница имени Склифосовского.




Центром здания стала домовая Троицкая церковь, освященная в память одноименной церкви князей Черкасских, которую разобрали. От нее полукругом расходились два крыла так, что здание имело вид подковы: в одной части располагалась больница, в другой - богадельня, разделяемые церковью.

Первый параграф устава Странноприимного дома гласил: "Оказывать помощь бедным и убогим, не спрашивая роду и племени".

И еще в Троицком храме по традиции венчали бедных московских невест, выдаваемых замуж на завещанное приданое Прасковьи: она слишком хорошо знала невзгоды неравного брака в любом сословии, даже в крепостном. Выдача приданого тоже производилась ежегодно - 23 февраля. Если же невеста не могла в тот день придти в Странноприимный дом, жребий на приданое за нее тянул настоятель домового храма.




Венчание решено было провести тайно, а разрешение на бракосочетание, оглашенное только после смерти Прасковьи Ивановны, пришлось просить у самого Государя Императора Александра I.

Готовясь к свадьбе в Москве после пятнадцати лет совместной жизни, граф купил дом в Москве на Воздвиженке. Оттого переулок стал называться Шереметевым (сейчас это Романов переулок). Угловой дом с колоннадой, построенный, по преданию, Василием Баженовым, помнит счастливые дни любви Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Тайное венчание состоялось 6 ноября 1801 года в храме Симеона Столпника на Поварской, поблизости от их нового дома.

На венчании Николая Шереметева и Прасковьи Жемчуговой присутствовал знаменитый архитектор Джакомо Кваренги.

Параша Жемчугова стала Прасковьей Ивановной Шереметевой.

Шереметьеву было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора, а это означало переезд в Петербург. Параша Жемчугова и лучшая часть труппы последовали за ним.



Николай Аргунов «Портрет Прасковьи Жемчуговой-Шереметевой» 1803г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже называет Прасковью Ивановну "первой русской поэтессой из крестьянства". Ей приписывается авторство романса "Вечор поздно из лесочка", где рассказывается о венчании дворянина и его крепостной. Раньше эта песня была так же популярна, как "Калинка" сейчас.




Но сырой петербургский климат оказался Параше вреден, у нее обострился наследственный туберкулез, начал пропадать голос.

В Петербурге шептались... "Ангел онемел…"

А потом все разрушили недоброжелатели. Старуха ведьма предсказала Просковье: «Сегодня ты получила две пьесы, в обеих играешь покойниц. А где две покойницы на сцене, быть третьей наяву».

Прекрасный "Белый зал" Фонтанного дома.




В 1803 году у Шереметевых родился сын Дмитрий. После родов ей суждено было прожить всего двадцать дней - обострилась чахотка, давно мучившая ее.




Графиня не увидела сына - его тотчас же унесли, опасаясь заражения, и больше матери не показывали. Лишь из-за закрытых дверей она могла услышать плач своего ребенка, разрывающий ей сердце. Умирала Прасковья Ивановна в мучениях, хрипя и задыхаясь. Когда она скончалась, ей было тридцать четыре года. Графиню Шереметеву похоронили в Лазаревской церкви Александро-Невской лавры.

Николай Петрович, после кончины обожаемой супруги посвятил себя благотворительности, за что его прозвали «граф Милосердов».




Странноприимный дом граф превратил в памятник жене и полностью перестроил его. Помещения с золотой лепниной стали похожи на дворец, чем на богодельню. Но принимали всех.

А со свода купола домовой церкви печально взирала Параша Жемчугова, изображенная Доменико Скотти в образе ангела с бубном...




Николай Петрович пережил любимую жену всего на шесть лет и, согласно завещанию, был похоронен рядом с ней.

Основа инфы и фото (С) интернет

о любви, история, легенды Питера

Previous post Next post
Up