Примерно в 1990 году был в командировке в таджикском Ленинабоде.
Мне нужно было привезти оттуда солдат для службы в Вильнюсе. Сколько их будет мне не сообщили, но дали в помощь сержанта срочника.
Поехали мы на поезде. На самолет проездные не выписывали. Сначала в Москву, затем в Ташкент. В Москве обошлось без приключений. В ташкентском поезде намаялись. У меня проездной был в купе, а у него в плацкарт. Оставлять сержанта одного не хотелось. Мало ли что, еще напьется или отстанет, поэтому поехал в плацкарте вместе с ним.
Дело было летом. Жарень даже в Вильнюсе стояла неимоверная. И чем ближе к Ташкенту, тем пекло становилось круче. Жуть какая-то была... пот со всех ручьем лился. Кондиционеров тогда еще не придумали. Окна открывались не везде. Запах носков не первой свежести сбивали с ног еще в тамбуре. Пассажиров было как грязи и все далеко не москвичи.
Рубашек с коротким рукавом в то время в армии еще не было. Прочувствовал обстановку, я сделал себе рубашку с коротким рукавом сам. Взял и обрезал их прямо в поезде чуть выше локтя. Потом загнул, "прогладил" шов зубами и подшил изнутри, что бы среза видно не было. Получилось вполне прилично ))) я ее потом даже перешивать не стал )))
В Ташкенте была пересадка. На солнце под 60 наверное, мозги плавились даже в тени. Световое табло с температурой передавало только время, жалея психику пассажиров.
В Ленинабад ехали в общем вагоне. Справа от меня сидела толстая тетя с густыми бровями и небольшим вертким мальчиком на коленях. Пользуясь тем что они оба была мокрые, мальчик постоянно пытался выскользнуть с ее объятий на пол и начать безобразничать в вагоне. Она ему шумно препятствовала, громко крича на местном диалекте, в пылу борьбы, щедро пихая меня полными бедрами. Периодически мальчик замирал (экономя силы) и в обреченной задумчивости ковырял звездочки на моих погонах. За шалость это не считалось.
Слева сидел сержант и непрерывно обмахивался газетой словно веером. За это обмахивание я ему до сих пор благодарен.
Приехали около 23-х вечера. Первое что бросилось в глаза - реклама кино на вокзале. Крупными буквами горела размашистая надпись "РОМАН С КАМНЁМ". Именно с камнЁм, через Ё.
Ныне Лененабод это город Худжанд - административный центр Согдийской области. Где там местный военкомат мы понятия не имели. Деньги берегли, такси не брали. Сначала ехали на троллейбусе в неправильном направлении, потом шли пешком.
Шли долго. Сначала по дороге, потом пошли какие-то буераки с узкими проходами между глиняными заборами. Слово "Военкомат" понимали не все. Некоторые смотрели испуганно, словно им предлагали пойти отслужить снова. Те что понимали суть вопроса, предлагали зайти к ним на чай с последующей ночевкой. Очень огорчались что мы спешим. Талантливо рекламировали нахваливали свой чай и уютный дом. Вот куда нужно посылать на повышение квалификации менеджеров по продажам. Уговаривали зайти настойчиво и изобретательно. Только полностью потеряв надежду, разочарованно тыкали рукой в лабиринт улиц, неопределенно показывая направление.
Один мужик после нашего вопроса так долго молился, поднимая руки вверх и поглаживая себя по щекам, что мы решили ему не мешать и ушли в ночь. Временами казалось что мы ходим по кругу. Но дошли. Каким-то чудом...
Военкомат был закрыт. На висячий замок. Если повесь лозунг "Все ушли на фронт" можно кино про великую отечественную снимать. Стучали минут пять. Над головой поскрипывал одинокий фонарь, щедро забрасывая тени. Очень качественно лаяли собаки, откликаясь на наш стук. Собрались уже идти выяснять где комендатура, как подошел какой-то сонный военный с недовольной мордой лица и красной повязкой дежурного.
Аллилуйя! Никогда в жизни я так не радовался военному. Как выяснилось, мы подошли к старому входу в военкомат, а есть еще и новый! Где нас ждали. Дней через пять...
Оказалось, что с гор спустились еще не все желающие служить. Нам предстояло неделю жить в городе, ожидая пока спустятся все.
Переночевали в военкомате. Не абы где, а на столах в ленинской комнате. Какие-то непонятные насекомые постоянно стремились залезть за шиворот. Судя по тихому мату с соседнего стола не ко мне одному... я очень надеялся что это не скорпионы, которых здесь немерено. Уж лучше клопы, тараканы или вши. Ходить лысым не хотелось (тогда я еще не понимал как это удобно), но даже вши были как-то роднее.
Утром представился начальнику военкомата и пошел устраиваться в гостиницу. Их там было несколько. Денег стоило, но нам потом в части все расходы возместили. Мы поселились в самой лучшей и современной (на фото). Очень надеялись что там не будет насекомых. Если не считать шустро бегающих тараканов их там не было.
Когда устроились, сержант решил поспать, а я переоделся в гражданку и пошел осматривать город. Уже тогда во мне томилась блогерская натура, только без фотоаппарата и блога.
Городок мне понравился. Очень красивый, окруженный колоритными горами, по скатам которых зеленели роскошные цветущие сады. Виды потрясающие. В центре много фонтанов, все цветет.
Зашел в книжный магазин и обалдел! Все книги за которые в РСФСР давки и без макулатуры не купишь, там лежали свободно и стоили копейки! И "Наследник из Калькутты" и весь Дюма с Уэлсом. Прикупил там несколько книжек.
Ленинабад - местная культурная столица и один из древнейших городов Центральной Азии. Городу более 2500 лет! Второй по величине город Таджикистана. Когда-то его захватывал сам Александр Македонский.
Местная крепость (забыл название), которую укрепил Македонский и разрушил Чингизхан. Теперь тут музей.
Здесь жил Ходжа Насреддин. Любой абориген всегда покажет где именно. Его дом стоял в слободе Раззок (в переводе податель насущного хлеба). Там жили те кто пек лепешки для всего города (на карте этот район отмечен красным).
Немного походил по узким улицам днем. Народ очень приветливый, гостеприимный. Домой чуть ли не силком затаскивают. Все спрашивали откуда я (морда ведь красная от загара). Узнав что с Вильнюса, радостно трясли головой... хотя был бы с Пекина, трясли бы так же...
В кафе накормили пловом, напоили чаем и не взяли денег. Плов там очень своеобразный. Мясо жесткое, как и рис. Лук почти сырой. Я сначала подумал старый плов. Но нет, просто так они всегда его готовят.
Через несколько дней там же меня обсчитали, но это я уже примелькался просто.
А рынок! какой там восточный колоритный рынок! Закачаешься!
Именно там у меня украли 50 рублей прямо из кармана, причем я даже не заметил когда именно.
Каждый день три раза купался в Сырдарье. Вода очень теплая, никогда не видел такой цвет воды - яркий изумруд. Река быстрая, полноводная. Несет разные палки, бревна, водоросли вдоль берега. Но я все равно плавал, иначе свариться можно было. Пляж был далеко, купались у гостиницы в необорудованном месте.
Помнится еще очень повеселил телевизор фильмом "Коммунист" на таджикском языке. Это просто комедия была. На русском языке телевизор ничего не показывал.
Пять дней пролетели быстро. В военкомате для нас подготовили около 60 человек. Кое как построились. Выступил ветеран в тюбетейке и пиджаке с наградами. С большим трудом отделили призывников от родителей и сочувствующих. Военком с чувством глубокого удовлетворения передал мне документы и запихал всех в автобус.
Приехали на вокзал. Добираться предстояло отдельным плацкартным вагоном. Его должны были прицеплять к другим составам и везти до самого Вильнюса без пересадок. И на том спасибо.
При погрузке всех пересчитали. Оказалось 65 человек вместо 54-х по документам. Больше не меньше... как оказалось позже некоторых сопровождали в армию братья и определить кто едет служить, а кто сопровождающий было нереально. Все они были черненькие, со сломленной волей и тревогой в глазах. По русски понимали лишь некоторые... и то только когда это было выгодно.
Разместить всех было сложно. Места не хватало. Обезьянник был конкретный. Спать предстояло даже на багажных полках и не по одному. Было жарко, поэтому как только поезд тронулся, кто-то разбил в тамбуре окно.
Выяснить кто именно так и не удалось, хотя я сделал все что мог. Контингент был молчаливый и постоянно менял показания.
Проводник требовал оплатить окно, но потом разбили еще несколько и он успокоился. Позже выяснилось, что разбивали окна из практических соображений. Что бы готовить плов в тамбуре, иначе дыму неуда выходить.
Как пользоваться туалетом знали не все. Какали мимо и даже рядом с унитазом. Как пользоваться краном с пимпочкой я даже не пытался научить. Боялся что инструкция по пользованию туалетом из головы вылетит. Они и так были в шоке от технического прогресса.
Проводник вскоре расслабился полностью. Его взор стал сломленным и непрерывно тревожным. Его кормили пловом (как и меня), который тайно готовили прямо в тамбуре на открытом огне. Судя по лицу, его это почему-то не радовало, да и меня, честно говоря, тоже.
"Ты понимаешь, что нас отцепят!? Уйми этих обезьян или я сам сойду! Они сожгут весь состав!" - яростным шепотом пророчествовал он... а я понимающе махал головой и требовал от сержанта повышения бдительности.
Для наведения порядка мы составили списки и распределили всех по родам войск. Кто-то хотел в летчики-истребители, кто-то в десантники, кто-то в стройбат. Я всех добросовестно записал в их любимый род войск, хотя прекрасно понимал что всем предстоит служить в пехоте. Зато при нарушении воинской дисциплины, безжалостно переводил десантников в стройбат и наоборот. Это помогало им обрести себя. Просили вернуть обратно со слезами на глазах!
В Вильнюс приехали вечером. До части шли строем, в ногу и временами даже строевым шагом. Начальство было шокировано, что я привез всех, да еще и без повреждений на мордах лица. На радостях они хотели меня отправить за следующей партией куда-то еще и уже без сержанта, но я категорически отказался ))))
Почти все фотки (С) из интернета...