30 марта 1970 года на советские экраны вышел фильм Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни".
Фильм был снят на производственной базе студий "Мосфильм" и "Ленфильм" в
Дагестане в жанре "истерна". Он должен был сгинуть на полках, но выйти на экраны страны ему помог
Леонид Ильич Брежнев. Он любил просматривать киноновинки и фильм ему понравился. Народ генсека поддержал. Только за первый год картину режиссёра Владимира Мотыля посмотрели 50 млн зрителей. Фильм мгновенно растащили на цитаты. Картина станет настоящей народной киноклассикой.
Изначально сценарий доверили писать Андрону Кончаловскому и Фридриху Горенштейну. Однако их работа руководство киностудии не устроила. Тогда за дело взялся сценарист Валентин Ежов.
Экранизировать его все известные режиссёры категорически отказывались. Даже Тарковскому предлагали. Интересно что бы получилось ))) Владимир Мотыль сначала тоже отказался: "Я просто не представлял, как из этого материала можно сделать что-то более-менее приличное!" Дать согласие режиссёра заставили обстоятельства... Дело в том, что после выхода его фильма "Женя, Женечка и "катюша" Мотыля занесли в список "неблагонадёжных", что означало серьёзную угрозу его дальнейшей карьере, да и предложений других не было. Мотыль считал, что такое кино снимать ему не разрешат, что сюжет будет осквернением образа солдат Гражданской войны. Но все же решился.
Многочисленные трудности и проблемы преследовали создателей картины практически от первого и до последнего дня съёмок. Когда группа приехала на съёмки в Махачкалу, в первый же день местная воровская шайка об украла костюмы, бутафорское оружие, сабли, чуть ли не половину реквизита. Из положения вышли оригинально: нашли главного мафиози Махачкалы и предложили ему небольшую роль. В обмен попросили вернуть украденное. Ударили по рукам. Реквизит тут же "нашёлся", а мафиози сыграл, по сути, самого себя. Помните бандита, которого убивают у баркаса? Так это он и есть!
Условия съёмок были и так несладкими - страшная жара, песчаные бури... Ситуацию усугубляло ещё и то, что в группе подчас хромала дисциплина, а техническая организация процесса была крайне слабая - на тот момент основные силы советской кинематографии были брошены на съёмки киноэпопеи "Освобождение", так что "Белому солнцу..." даже съёмочного крана не досталось. Все пришлось делать самим из подручных материалов.
Все сцены, в которых появлялся красноармеец Сухов, пришлось попросту отправить в корзину спустя первую же неделю после начала съёмок. Сухова изначально играл Георгий Юматов. Но... в первый же выходной актёру в пьяной драке изрядно подпортили лицо. Ждать месяц, пока синяки на лице Юматова пройдут, никто не собирался. Почему не воспользовались простейшим тональным кремом - не понятно, скорее всего отстранили по дисциплинарным причинам, дисциплина и так была ниже плинтуса. В итоге его место занял Анатолий Кузнецов. Юматов всю жизнь жалел, что выпил и ввязался в ту злополучную драку.
Режиссёру пришлось переснимать немало сцен. Например, сцену с закопанным по шею в песок Саидом в исполнении Спартака Мишулина. Актёра, кстати, закапывали в специально сколоченном ящике, иначе он просто "сварился" бы. Температура песка достигала +75 градусов! Как назло, плёнка, на которую снимали эту сцену, оказалась бракованной. Говорят, узнав о браке, Мишулин рвал и метал от негодования...
В фильме есть моменты которые зритель должен был додумать сам, но зритель этого не сделал. Таможенник Павел (который мзду не берет) жил в доме превращенном в оазис, а в пруду плавали лебеди.. и это среди песков на экране весь фильм. Само собой, пруды в пустыне можно получить не за одну зарплату. Удивительно, но он и сейчас главное лицо таможни ))) снимался актер Луспекаев с большими проблемами со здоровьем, с ампутированными пальцами ног. Он сам придумал себе сапоги с металлическими упорами внутри. Внешне актер был сильно похож на реального таможенника, офицера российской пограничной стражи Михаила Поспелова. Михаил был местной легендой не берущей взяток, которого как огня боялись контрабандисты. Нельзя было оставить кристально честным царского таможенника, вот в картине и нарисовали ему дом с лебедями. Мол пришла советская власть, он понял как ошибался, начал пить и ему стало за державу обидно.
По сценарию фильма "Белое солнце пустыни" героя Павла Луспекаева должны были звать Александром, но актер так проникся этой ролью, настолько вжился в образ, что вся съемочная группа стала называть его героя Верещагина Павлом. Режиссер картины Владимир Мотыль сперва ругался, но потом плюнул и изменил сценарий. Режиссер предлагал Луспекаеву сниматься на костылях, его герой был ранен во время Гражданской войны, но актер отказался.
Эпизод, где у Верещагина во время схватки на баркасе кровоточит лицо, совершенно натурален. Накануне, в драке с местными хулиганами, Луспекаеву ножом рассекли бровь... удивительно, как с такими проблемами со здоровьем, он еще умудрялся пить и драться. Владимир Мотыль "на коленке" переписал сценарий, чтобы сделать уместной кровоточащую ссадину на лице Луспекаева. Так появился знаменитый эпизод "Аристарх, договорись с таможней", в котором один из бандитов стреляет в рубку и отлетевший осколок стекла ранит Верещагина.
Луспенкаев обходился без дублеров, не смотря на боль в ногах, на ежедневные переходы по жаре, в песчаной пыли. Вне камеры он передвигался опираясь на палку и плечо жены Инессы Александровны, которая носила с собой раскладной стульчик. После съёмочного дня Луспекаев шёл на берег моря, разувался, опускал ноги в воду и сидел часами, чтобы боль отпустила.
На фронте он отморозил ноги. Поэтому в двадцать шесть лет у него начал прогрессировать атеросклероз сосудов ног. Порой он просто не мог стоять, не говоря уж об исполнении трюков в кадре. Дошло до того, что врачи были вынуждены ампутировать ему фаланги пальцев на правой ноге. Затем резали "по частям" - вторая операция лишила его пальцев левой ноги, затем была ампутация одной стопы, затем другой. Чтобы унять боль, Луспекаев начал принимать сильный наркотик - пантопон. Возникло привыкание, хотя он боролся как мог... доза дошла до шестнадцати ампул в день. Министр культуры Фурцева выхлопотала ему протезы во
Франции.
"В России есть один актёр - абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно..." (С) Лоуренс Оливье, британский актёр.
К слову, настоящее имя актера Павел Богдасарович Луспекян. Его отцом был донской армянин, а мама донская казачка. Но это не мешает ему олицетворять русского таможенника. Павел Борисович умер от разрыва сердечной аорты - за три дня до своего 43-лети и в день выхода картины на экраны. Не смотря на множество сыгранных ролей и спектаклей в БДТ, "Белое солнце пустыни" - главный фильм Павла Борисовича. Он похоронен Северном кладбище
Санкт-Петербурга. Внучка Дарья закончила петербургский филиал Российской таможенной академии и работала в Пулковской таможне.
В ходе съёмок один из кавалеристов-каскадёров по неосторожности погиб, в фильм эти эпизоды не вошли. Картину, снятую уже на две трети, законсервировали почти на четыре месяца, после чего Мотыля всё-таки отправили доснимать фильм, заставив переснять и переделать множество ключевых сцен, в том числе поменять концовку. Так, например, изначально картина заканчивалась сценой, в которой многочисленные жёны гарема бросались к мёртвому телу Абдуллы и рыдали во весь голос.
Но, даже после того как все пожелания чиновников были учтены, Мотыля заставляли вносить всё новые и новые поправки - всего около 30. Каким бы фильм был без поправок?! Интересно было бы глянуть. Но... итог всё равно был печален: тогдашнему директору "Мосфильма" картина категорически не понравилась, и он не подписал акт приёмки.
Как я уже писал, неизвестно сколько бы пленка пылилась на полках, если бы фильм случайно не увидел
Брежнев. Генсек в выходные отдыхал на даче и вечером ему захотелось посмотреть новинки кинопроката. Он позвонил на киностудию и попросил привезти свежие картины не на производственную тему. Работник киностудии не знал о запрете фильма, но знал о его вкусах и отправил генсеку "Белое солнце пустыни". Картина
Брежневу невероятно понравилась, он любил вестерны, истерны и вообще приключенческое кино. После восторженного отзыва Генсека, киночиновники были вынуждены выпустить ленту в прокат. Советский народ с
Брежневым полностью согласился.
Фразы из фильма, ставшие крылатыми:
Восток - дело тонкое...
Таможня даёт "добро".
Народ слегка переделал; "Таможня берет добром"...
Гюльчатай, открой личико.
Я мзду не беру - мне за державу обидно...
Опять ты мне эту икру поставила!
Вот что, ребята, пулемёта я вам не дам.
Да... гранаты у него не той системы...
Ну и, конечно - "Стреляли"...
Вот уже более 50 лет ровно за сутки перед вылетом космонавты нашей страны смотрят это кино. Это связано с трагической страницей в истории отечественной космонавтики: гибелью 30 июня 1971 года при возвращении на Землю экипажа в составе Добровольского, Волкова и Пацаева (которые фильм не смотрели). После того как следующий полет на "Союзе-12" прошел благополучно, космонавты выяснили, что успешно слетавшие смотрели накануне старта фильм "Белое солнце пустыни". Следующие экипажи выразили желание, чтобы им перед полетом показали эту картину "на Удачу". После этого полет проходил безаварийно. Теперь фильм смотрят даже американцы, если они летят на нашем "Союзе". Рекорд безаворийных полетов в космос за Россией.
Про странные традиции перед полетом в космос... Съёмочный коллектив и актёрский ансамбль были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1998 года.
Инфа (С): Википедия, вКонтакте, АиФ