Русский «Пайлот» - первое в мире паровое судно ледокольного типа.
Первый в мире ледокол и сам термин "ледокол" был создан в петербургском Кронштадте. «Пайлот» использовался для почтово-пассажирского сообщения с Ораниенбаумом в ледовых условиях, что позволяло удлинить навигацию на несколько недель.
Так уж случилось, что в совсем маленьком городе-крепости Кронштадт родились многие великие технические идеи.
Михаил Осипович Бритнев, владелец Кронштадтского механического завода, где строились пароходы, баржи и плавучие краны, основал первую в России водолазную школу и вообще был уважаемым человеком - в 1868 году его избрали городским головой.
В Кронштадте шутили: "Да, Михаил Осипович - голова!" - и не зря, Бритнев первым в мире применил на практике способ прохождения судами ледовых полей, который теперь используется всеми ледоколами, вплоть до атомных, да и сам термин "ледокол" возник здесь же, в Кронштадте.
Бритнев приказал перестроить носовую часть своего парохода "Пайлот" таким образом, чтобы при встрече со льдом судно взбиралось на ледовое поле и своим весом разламывало его.
В 1864 году навигация началась раньше обычного. Первый в мире ледокол "Пайлот" отправился, ломая лед, из Кронштадта в Ораниенбаум. Форштевень судна был скошен под углом 20° ниже ватерлинии, что позволило судну ломать лёд и значительно ослабляло силу удара при встрече со льдинами.
Удачная эксплуатация «Пайлота» побудила Бритнева построить второе подобное судно - «Бой» и натолкнул замечательного ученого-океанографа адмирала С.О. Макарова на идею строительства мощного арктического ледокола "Ермак".
В 1871 году в Кронштадт пожаловали германские инженеры, ознакомились с работой ледоколов Бритнева и купили его чертежи за 300 рублей, чтобы по его примеру начать строительство ледоколов в Гамбурге.
Советская власть любила ледоколы, но о первом ледоколе скромно умалчивала. Но зато "Пайлот" СССР увековечила на марках и спичечных этикетках...
(С) разные места интернета