Воспоминания француженки сбежавшей в Санкт-Петербург от Великой французской революции

Feb 17, 2023 11:30




Как ни странно она вспоминала это время с большой теплотой. Она провела в России семь лет.
И даже утверждала, "чтобы не мёрзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию". Любимая портретистка королевы Марии-Антуанетты и законодательница моды. Одна из первых всемирно признанных женщин-художниц Элизабет-Луиза-Мария Виже-Лебрен оставила прекрасные мемуары. Будучи модной в Европе портретисткой, она была принята в высших кругах русского общества и имела возможность познакомиться со многими выдающимися людьми своего времени - императрицей Екатериной II, Павлом I и Александром I, князьями Голицыными, Долгорукими, Безбородко, Куракиными и др. В России Элизабет написала около пятидесяти портретов.




Екатерина II, люто ненавидевшая якобинцев, оказывала любезный прием изгнанникам и, в числе других, пригласила Виже-Лебрен к своему двору. 25 июля 1795 года Луиза прибыла в Петербург, в котором задержалась почти на 7 лет.

Виже -Лебрен воспевала красоту не только на полотнах, но и на словах и особенно приятно, что именно при русском дворе она насчитала наибольшее количество красавиц. При этом Екатерина Великая её не жаловала. Художница сообщила императрице что она полновата, а фаворита Зубова не пускала смотреть на свои работы и после этого сетовала на интриги. ))) А с Елизаветой Алексеевной у Луизы отношения стали почти близкими. Она написала несколько её портретов.

Далее воспоминания художницы Элизабет Виже-Лебрён (1755-1842), пересидевшей французскую революцию в России в 1795-1801 гг.




Элизабет в мемуарах рассказывает об одном курьезном случае, произошедшем в Петербурге с ней и королем Польши.

«Вспоминаю, хотя и не без некоторого стыда, один пример его воистину беспримерной доброты по отношению к моей персоне.

Иногда во время занятий живописью я не желала никого видеть, кроме моей модели, и неоднократно случалось мне высказывать невежливость к приезжающим с визитами особам. Однажды утром, занимаясь окончательной отделкой одного портрета, услышала я шум кареты у дверей и догадалась, что это приехал польский король. Раздосадованная, я воскликнула: «Меня нет!» Не сказав ни слова, король надел плащ и уехал.

Но, положив палитру и придя в себя, я столь пожалела о своем поведении, что в тот же вечер поехала к нему просить прощения. «Ну и встретили же вы меня! - сказал он, но сразу же добавил: - Я прекрасно понимаю, что нельзя мешать художнику, и нисколько не сержусь на вас».

Он оставил меня ужинать и уже не вспоминал более о моих прегрешениях...». В Петербурге в 1797 году Элизабет Виже-Лебрен написала два портрета Станислава Августа. А позже предрекла ему смерть. И он умер уже на следующий день. Она заметила что  у него мутный взгляд и поделилась этим.

Француженка отмечала, что в России тщательно «утепляются» во время путешествий: «В каретах ездят, надев высокие плисовые сапоги на меху и в подбитой мехом же епанче». Она рассказала что императрица Екатерина II любила кормить ворон у своего дворца.

«В Санкт-Петербурге можно вообще не заметить холодов, если с наступлением зимы совсем не выходить из дома, настолько у русских усовершенствованы способы поддержания тепла. Печи везде столь хороши, что в каминах, по сути дела, нет никакой необходимости, это не более чем предмет роскоши. На лестницах и в коридорах воздух такой же, как и в комнатах, двери между которыми держат открытыми без всякого от сего неудобства. Русским мало, что у них зимою в комнатах весенняя температура, ко многим комнатам примыкают стеклянные галереи, наполненные самыми лучшими цветами, какие у нас появляются лишь в мае месяце. Комнаты в тёмные зимние вечера ярко освещаются - неслыханная роскошь для Франции - и их окуривают уксусом и мятой, отчего по комнатам распространяется приятный и здоровый запах. Чтобы не мёрзнуть, на зиму надобно уезжать в Россию».

Художница вспоминала слова будущего императора Павла I, который во время путешествия по Франции говорил парижанам: «В Санкт-Петербурге мы только видим холод, зато здесь чувствуем его».

Инфа и фото (С) интернет

личности, история

Previous post Next post
Up