Эрмитаж в годы блокады Ленинграда

Feb 10, 2023 11:30




Уже на второй день Великой Отечественной войны (1941-1945) Эрмитаж начал готовить сокровища к отправке.
Интересно что подготовка к эвакуации началась еще в 1938 году. И когда война началась, тысячи ящиков и упаковочный материал как-то незаметно появились в Эрмитаже. Водители заранее знали, какие ящики и к какому подъезду подвозить. Всё было очень хорошо спланировано: была подготовлена вся необходимая документация, составлен график очерёдности и места упаковки, разработан маршрут их транспортировки - по какой лестнице спускать, через какой подъезд и когда выносить, и так далее.




Днем и ночью из Эрмитажа раздавались удары молотков, словно на похоронах.




1 июля 1941 года поездом до Свердловска из музея было вывезено 500 тысяч экспонатов (или 1118 ящиков). Второй эшелон по этому же пути отправился 20 июля: в нём было 700 тысяч предметов, имеющих культурную ценность, а это 1422 ящика. Третий, последний, из Ленинграда не ушёл - 8 сентября 1941 года закрылось кольцо блокады. В годы войны не было утеряно ни одного уникального экспоната. Уцелели даже те культурные ценности, которые остались в Ленинграде.




Практически все картины вывезли в Свердловск, отправить туда рамы оказалось невозможным, и директор Эрмитажа академик Иосиф Абгарович Орбели (на рисунке ниже) распорядился их не трогать, пусть висят на своих местах. Мудрое решение, благодаря которому впоследствии удалось восстановить всю экспозицию музея всего за восемнадцать (!) дней.




Но, конечно, пустые рамы в знакомых залах производили на сотрудников гнетущее впечатление.




Большие картины накручивали на валы, которые затем зашивали в клеенку и укладывали в прочные продолговатые ящики.




Музейные сокровища с третьего эшелона, который не успел уйти, остались в Ленинграде. Их вернули в Эрмитаж и уже хранили в подвалах и на первом этаже музея. Фарфор, например, прятали в песок, чтобы защитить от разрушения.




Во время блокады в разной степени пострадали все здания Эрмитажа. В общей сложности в них попали 30 артиллерийских снарядов и 2 авиабомбы. Здание Зимнего дворца, по словам сотрудников музея, спасли крепкие стены. Больший урон был нанесён дворцовым интерьерам от сырости, протечек и холода.




Серьёзно были повреждены перекрытия Георгиевского, Николаевского и Гербового залов. Все эрмитажники, оставшиеся в блокадном Ленинграде, преодолевая голод и холод, старались уберечь музейные интерьеры от гибели.


   


Была создана пожарная команда, которая дежурила и днем, и ночью. Именно она «ловила» зажигательные бомбы, тушила пожары и так далее. К 1942 году в Эрмитаже работали около 150 человек. В основном женщины. Они выполняли тяжелую работу: заколачивали окна фанерой, таскали мешки с песком, тушили зажигательные снаряды.


 

Многие сотрудники всю войну жили в подвалах Эрмитажа. Лев Пумпянский, искусствовед, в блокаду начал писать стихи об Эрмитаже.  В одном из своих стихотворений Пумпянский пишет о картине Антуана Ватто «Меццетен»:

Тебя давно нет в Эрмитаже,
Ты продан в рабство, «Меццетен»,
Тебя купил на распродаже
Американский джентльмен.
Но тишину старинных стен
Ты вспомнишь, я уверен даже,
И в небоскребах Манхеттэн,
И в буржуазном бельэтаже.
Порой гуляя по Бродвею,
Ты вспомнишь точно в лунном мире
Неву и бронзовых коней,
Исаакий в снеговой порфире,
Так грусть о Северной Пальмире
Вплелась в излом твоих бровей.

Под конец года прошли две научные конференции. Одна из них посвящена 800-летнему юбилею азербайджанского поэта Низами. Специально ради этого события в музей приехали с фронта два востоковеда. Прочитали доклады. И уехали обратно.




К юбилею Навои художник Михаил Мох расписал фарфоровый бокал и шкатулку на тему произведений поэта. Эти изделия нужно было обжечь в муфельной печи. Но электричества не было... Выход нашелся: источником питания стал корабль «Полярная звезда», пришвартованный на набережной Девятого Января (Дворцовой). С него в музей протянули электрический кабель.

В конце апреля 1942 года во время обстрела снаряд пробил трубу, и вода залила помещение конюшен под Висячим садом, где находилась коллекция старинной мебели. Готические столы, кресла в стиле Александровского ампира, комоды эпохи Людовика XIV - всё это требовалось срочно поднять наверх, но у работавших в музее пожилых женщин, ослабевших от голода, просто не было сил.




Начальник охраны Эрмитажа Павел Филиппович Губчевский обратился за помощью к слушателям курсов подготовки младшего офицерского состава. Молодые курсанты, недавно приехавшие из Сибири, перенесли коллекцию в сухое и относительно безопасное место. Губчевскому хотелось как-то отблагодарить спасителей уникальной мебели, и он решил провести их по знаменитым залам Эрмитажа, рассказать о картинах. Это была удивительная экскурсия! Павел Филиппович «видел» внутри пустых рам полотна Рембрандта и Джорджоне, Тициана и Веласкеса и сумел передать это ощущение своим слушателям. Сила воображения, великолепная память и мастерство рассказчика помогли ему раскрыть сюжет и смысл картин во всех подробностях, описать палитру и особенности стиля мастеров прошлого.

Курсанты его слушали затаив дыхание... Через пару недель им предстояло идти на фронт...




В январе 1942 года в музее открыли стационар на 100 коек. Он предназначался для сотрудников Эрмитажа, Русского музея и Музея революции (последний находился в западном крыле Зимнего дворца).

Стационар просуществовал около 3 месяцев. За это время в нем побывали чуть более 300 человек. Многим он спас жизнь.

Интересно меню. На завтрак тут подавали два стакана какао, 20 граммов сахара, яйцо, 100 граммов хлеба, 20 граммов масла, а на обед - бульон с фрикадельками, рисовую запеканку и 200 граммов хлеба. В то время это было настоящее пиршество!




Блокада и эрмитажная коллекция

10 октября 1945 года из Свердловска прибыл первый эшелон с экспонатами. В тот же день их начали разгружать. Открытие музея состоялось почти через месяц - 8 ноября. В этот день Эрмитаж открыл 69 выставочных залов, а уже 1 января 1946 года посетители могли любоваться бесценными коллекциями, которые вернулись на свои прежние места в 107 залов музея.




В благодарность за спасение части коллекции Эрмитажа Свердловской картинной галерее было передано более 200 картин, редкие книги, коллекция художественного стекала и фарфора, а также несколько скульптур и предметов мебельного искусства. Сегодня галерея имеет другое название: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Самыми пригодными для выставки оказались помещения Малого Эрмитажа, поскольку они частично отапливались, и сюда можно было провести свет. Временную выставку памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады, открыли для посетителей 8 ноября 1944 года.




Утром Орбели обходил готовую экспозицию. До открытия оставалось полчаса. Иосиф Абгарович задумался и вдруг велел переставить бронзовый бюст императора Марка Аврелия в самое начало экспозиции.




Зажглись люстры. И первые посетители, поднявшиеся по красным ковровым дорожкам Советской лестницы увидели чудо - экспонаты, сбереженные в тяжелейших условиях блокады. И первым - один новый, только что приобретенный! Табличка, прикрепленная к бюсту Марка Аврелия, гласила: "Найден под откосом около станции Новоселье после крушения взорванного партизанами фашистского поезда с награбленным металлическим ломом. "




Ныне Эрмитаж - второй по величине музей в мире и это говорит о многом...































Эрмитаж, Зимний дворец, Hermitage ● История музея, главные шедевры, секреты, легенды и не только




Инфа и фото (С) интернет

история, ВОВ, легенды Питера

Previous post Next post
Up