"Беляны" - русские суда которые ушли в прошлое

Feb 01, 2023 11:30




На  Руси строили огромные деревянные суда... больше похожие на современные круизные лайнеры.
Они назывались "Беляны". Средняя беляна была 100-120 метров в длину и 26-30 метров в ширину. Высота борта от уровня воды - 6 метров и выше. Грузоподъёмность - около 10 000 тонн. Команда беляны состояла из 80 - 100 человек. На них перевозился груз. Прибыв на место назначения беляна разбиралась полностью. Они собирались без гвоздей и бревна шли на строительство домов и т.п. В этом главная уникальность этих судов.



Беляны строились в местах добычи леса в Верхнем Поволжье и на Каме, и были рассчитаны только на один рейс вниз по течению. Только небольшие беляны нагружались в Астрахани рыбой и шли назад на буксире.



Известны случаи, когда беляны за одну навигацию собирались и разбирались по два раза! Так поступали с небольшими белянами в том самом месте, где Волга совсем близко подходила к Дону. Здесь они причаливали к берегу, после чего с них снимали весь груз, а сами они разбирались на части. Все это конной тягой перевозили на Дон, где беляны опять собирали, грузили, и сплавляли в низовья Дона, где их уже окончательно разбирали уже во второй раз!



Поскольку дно у белян было плоское, настилали его из еловых брусьев, а вот борта - из сосновых досок. Шпангоуты стояли очень часто, так, что расстояние между ними было не больше полуметра, вследствие чего корпуса белян обладали совершенно исключительной прочностью.



И спереди, и сзади беляна была заостренной. Руль - лот - имел вид ворот, с его помощью можно было настроить движение так, что беляна спускалась по воде не носом, а кормой. В управлении судном также помогало несколько больших и малых якорей, вес которых мог составлять от 20 до 100 пудов.

Лот - чугунный шар на цепи, катившийся за беляной по дну. Лот притормаживал ее скорость на быстрине и помогал «рулить», а когда мелей не предвиделось и глубина была приличной, лот поднимали. Кроме лота, на беляне был целый набор больших и малых железных якорей весом от 20 до 100 пудов, а также множество самых разных канатов из пеньки и мочала.

Слышали ли вы про такое понятие как "водяной парус"? Такие использовали и на небольших лодках (с веслом) и на более крупных судах.


Беляны управлилсь в основном якорями, которые тормозили и задавали направление движения. Паруса или водные паруса имелись и поднимались в редких случаях при пересечении больших озер, где не было течения.



Палуба белян - это основной груз, состоящий из пиленых досок и теса. В некоторых случаях на борт поднимали и любые другие товары -  лыко, рогожа и др. Их по окончании сплава также продавали, как и доски и саму беляну.

Лес в беляну укладывали не просто штабелем - так бы много она не увезла, - а штабелями с несколькими пролетами (проходами) между ними, чтобы иметь свободный доступ к днищу и бортам на случай возможной течи. При этом сам груз с бортами не соприкасался и на них поэтому не давил. Но так как при этом на борта очень сильно давила забортная вода, использовались специальные клинья, которые по мере усыхания древесины на борту беляны все время заменялись новыми, с каждым разом все большими и большими по размеру.



Как только лес несколько превышал уровня борта, бревна укладывали таким образом, что они выступали за габариты корпуса судна и образовывали своего рода «балконы», на которые опять укладывали новый ряд бревен, а затем опять выдвигали очередной ряд бревен за борт и так несколько раз! Получались выступы, которые назывались роспусками или разносами, и которые требовалось расположить так, чтобы равновесие судна не нарушалось и не приводило к крену. И это притом, что роспуски эти иной раз выступали за борт на четыре и более метров (!) в разные стороны, так что ширина беляны по его палубе, как и у современного авианосца, могла быть значительно больше, чем по корпусу. И вот у некоторых белян она достигала 30 метров. Но бревенчатая кладь наверху также не была сплошной, а имела отверстия для проветривания.

Сама палуба беляны тоже была грузом, а настилалась она либо из теса (тесаных досок), либо из досок пиленых, и, как уже отмечалось, имела размеры, мало чем отличавшиеся от палубы авианосца периода Второй мировой войны.



На ней устанавливали по 2-4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. Ну а ближе к корме, что опять-таки роднит архитектуру беляну с авианосцем, находилось сразу два «острова», расположенных попарно по бортам - две бревенчатые избушки - «казенки», в которых жила команда судна.



Между крышами этих избушек устанавливался высокий поперечный мостик с перилами и резной будкой посредине, в которой было место лоцмана. Будку покрывали прихотливой резьбой, а иной раз еще и красили «под золото». И хотя беляны были судами «одноразовыми» и сугубо функциональными, их, тем не менее, было в обычае богато украшать флагами, причем не только флагом Российской империи и его торговым флагом, но и личными флагами того или иного купца, на которых чаще всего вышивались изображения святых, от которых таким образом рассчитывали получить благословение.



Денег на это не жалели, поэтому они иной раз были так велики, что развевались над белянами подобно парусам. С расходами на них не скупились, потому, что чем не больше флаг, тем выше был «имидж» у купца!



Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине ХIХ века. Многочисленным городам и деревням в степном Поволжье требовались бревна для строительства, а новым для того времени пароходам - дрова. Последние в волжские порты также завозились исключительно на белянах. И только постепенно, в связи с переходом на отопление пароходов нефтью, спрос на дрова на Волге постепенно упал.



Но вплоть до конца ХIХ века беляны продолжали строить в количестве до 150 штук в год и, загрузив лесом, сплавляли их с верховьев вниз по реке до самой Астрахани.





Инфа и фото (С) интернет. Основа: Википедия, https://topwar.ru/109846-belyana-pochti-gotovyy-avianosec-dlya-volgi.html "Волга и Волжское пароходство" Шубин.

флот, история

Previous post Next post
Up