"Вы что - мужики или педерасты проклятые, как вы можете так писать?"
Н.С. Хрущев
В 1974 году в этот день в
Москве у метро "Беляево" бульдозерами снесли выставку художников-нонконформистов.
Хрущевская оттепель коснулась всего, чего хотел сам
Никита Сергеевич. К пидорасам и странному искусству оттепель не относилось.
Показательным событием стало посещение 1 декабря 1962 года Никитой Сергеевичем Хрущёвым выставки авангардистов, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР, где советский лидер не стеснялся в использовании нецензурных выражений.
После этого нонконформистам не давали выставляться, любые попытки организации выставок без согласования с Московским союзом художников заканчивались закрытием мероприятия.
Запад это конечно же все это освещал и решил сыграть на слабостях властей, понимая что они пойдут на любые неадекватные действия, лишь бы выслужиться и не оплошать перед Генеральным. Изначально выставку планировали устроить прямо на Красной площади, но после общего обсуждения мероприятие решили перенести на окраину - в Беляево.
Как позднее говорил один из устроителей выставки Оскар Рабин: «Выставка готовилась скорее как политический вызов репрессивному режиму, а не как художественное событие. Я знал, что у нас будут проблемы, что будут аресты, избиения. В течение последних двух дней перед выставкой нам было страшно». Нужен был скандал и его добились.
Художники собрались в лесопарке, на пересечении улиц Островитянова и Профсоюзной. Даже приглашения были.
Московские власти знали отношение властей к каракулям и решили по своей инициативе убрать выставку, под предлогом того, что в этот день на пустыре, где она проводилась, якобы проходит "субботник по озеленению". Со времен Хрущева мало что изменилось ))
В разгар выставки появилась тяжёлая уборочная техника, поливомоечные машины, были привезены саженцы деревьев. Художников и зрителей разогнали техникой и струями воды из поливомоек, картины поломали или отобрали.
Среди наблюдателей за происходящим было достаточное количество журналистов западных информационных агентств и дипломатов. Эх, не видел ни одного дипломата на блошке в Удельной. А там такие каракули встречаются! Нонкомформисты нервно курят и переходят в стан нанокомформистов..
Жертв и разрушений не было. Разве что корреспонденту газеты The New York Times выбили зуб его же камерой.
Фотограф Владимир Сычев "Когда я приехал со своими друзьями на пустырь, по обеим сторонам стояли бульдозеры, грузовики и машины «Жигули», в которых сидели люди в штатском и фотографировали всех приходящих. Я тогда обратил внимание, что у них камеры «Хассельблад» - точно такие, какими американские космонавты снимали на Луне. Я понял, что это не милиция снимает, у милиции такой аппаратуры не было. Я сделал несколько фотографий одну за другой (я снимаю быстро и незаметно). Мне их удалось передать жене [художника Алексея] Хвостенко. А через минут 30-40 меня арестовали. Подошли двое, показали какую-то ксиву и отвели в машину. К сожалению, моя миссия на выставке была слишком короткая. Фотографий тех событий сохранилось очень немного. Даже у иностранцев, которых было на выставке немало, отобрали все фотоаппараты и пленки...
Рабина, Эльскую и Рухина приговорили к штрафу 20 рублей. А нас с Сашей Рабиным - к пятнадцати суткам. Правда, через четыре дня выпустили, потому что мы объявили голодовку."
Очевидцы вспоминали, как Оскара Рабина (на фото), повисшего на ковше бульдозера, тащили по земле практически через всю территорию выставки. Чушь, но на западе печатали. Другие вспоминали что никакими бульдозерами картины не ломали, а самого Рабина задержали еще у метро, в подозрении в краже часов (якобы попал под описание). По некоторым воспоминаниям его отпустили из милиции через 20 минут быстро разобравшись, а могли и не отпускать дня три.
Благодаря провокации, участники сорванной Бульдозерной выставки прославились на весь мир. Вспоминает художник Эдуард Дробицкий, «Московский комсомолец»: "Все радиостанции мира передали: то, что делал Гитлер - сжигал в начале войны все прогрессивное, - произошло сегодня в России."
Если бы ктор-то в то время догадался собрать картины и унести их домой, сегодня он стал бы миллионером ))
В результате международной шумихи советские власти пошли на уступки и официально разрешили проведение подобной выставки на открытом воздухе в Измайловском парке двумя неделями позже, 29 сентября 1974 года. Новая выставка представляла работы уже не двадцати, а более чем сорока художников, длилась четыре часа и привлекла тысячи зрителей.
Советские граждане оказались открыты экспериментальному искусству и дружелюбно настроены. Западная пресса даже окрестила такое столпотворение «советским вудстоком». Запад понял что на СССР можно влиять через творческую интеллигенцию.
Юрий Андропов, отдыхавший в Кисловодске, по утверждению О. Семёновой, был вне себя от негодования:
«- Какой идиот, какой кретин пошёл на этот вандализм?! - взорвался Юрий Владимирович.
- Указание члена Политбюро ЦК товарища Гришина, - кашлянув в трубку, ответил смущённый дежурный...»
Помощник
Брежнева Андрей Александров-Агентов в записке характеризовал действия столичных властей как «глупость и дилетантство»: «Эта акция вызвала много ненужного шума. Только она и одарила «абстракционистов» международным вниманием, которого те желали. Если бы художникам предоставили комнату для выставки, сопроводили выставку несколькими статьям о бессмысленных произведениях искусства и дали общественности возможность самой составить представление о них, всё решилось бы само собой. В результате же привлечения милиции, использования бульдозеров и брандспойтов Моссовет настроил против СССР не только «буржуазную» печать, но и западные коммунистические партии».
Анекдот по поводу бульдозерной выставки:
«Брежнев читает западные и самиздатовские отзывы о «Бульдозерной выставке»: «чудовищное преступление против свободы творчества... красный сапог на горле культуры... варварская выходка... деятели культуры протестуют»... Леонид Ильич отбрасывает газету, закрывает лицо руками и гневно шепчет: «Идиоты, безмозглые бараны! Это же был перформанс! Бульдозер, сметающий картины - это же аллегория против агрессивных тенденций мироздания! Современное искусство обязано шокировать и эпатировать!! Что эти западные дикари вообще смыслят в передовом акционизме?!»
В Измайлове была прекрасная погода и все остались довольны. Фотографий этой выставки много и она была совсем не бульдозерной.
Художник Оскар Рабин, The Art Newspaper: "Бульдозерная выставка была самым ярким событием моей жизни, несмотря на то что мне пришлось покинуть СССР". За эту провокацию его лишили советского гражданства. Вернуть российское гражданство удалось лишь в 2017 году. На следующий год он умер.
Ныне работы Оскара Рабина находятся и в Третьяковке и в Русском музее и в Государственном центре современного искусства.
Виталий Комар. Эскиз к проекту памятника Бульдозерной выставки.
О ленинградской "Бульдозерной выставке" и колыбели революции Инфа и фото (С) Википедия и др интернет. На первом фото карикатура Сергея Лемехоа (1949-2016).