Катастрофа произошла 10 мая 1962 года на Чайковском шлюзе реки Кама (Воткинский гидроузел).
В тот злополучный день, по два дня назад открытому шлюзу, готовились спуститься два корабля - пассажирский пароход "Дмитрий Урманов" и груженый лесом теплоход "Криуши". Но пройти шлюз не удалось...
Двумя годами ранее, следуя призыву
Никиты Сергеевича Хрущёва удешевить, ускорить, упростить строительство ГЭС, Ленгидропроект осуществил перепроектирование шлюза, определив однокамерный вместо двухкамерного.
Хрущев красноречиво нарек, что «запасы прочности неоправданно большие» и «нужно всячески экономить материалы». В дни перед сдачей проекта (приуроченного, конечно, к торжествам в честь 1 мая), работы велись в авральном режиме и все равно критически не успевали быть завершенными.
И вот, 7 мая комиссия приняла левую камеру шлюза. Правая к сдаче планировалась 20-го, но перечень работ далеко выбивался из графика.
10 мая в левой камере готовились шлюзоваться два корабля: пассажирский пароход «Дмитрий Фурманов» и сухогруз «Криуши».
Суда подали сигнал о готовности, будучи пришвартованными у правой, внутренней, стенки шлюза. Спустя пятнадцать минут стенка пришла в движение и обвалилась.
На расстоянии 110 метров стенка завалилась в межкамерное пространство, образовав проран, в который хлынула вода.
Межкамерное пространство и правая, недостроенная, камера были мгновенно затоплены. В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход. На борту были 423 пассажира и 52 члена экипажа.
Команда обрубила швартовы, дала полный задний ход машинам, но корабль продолжало затягивать. С грузового парохода бросили концы, началось сопротивление воде.
Под напором воды распахнулись ремонтные ворота, людям подавались веревочные лестницы, часть из них самостоятельно перепрыгнула на сухогруз. В водоворотах метались обломки конструкций, строительный мусор и уцелеть, оказавшись в воде было слишком мало шансов. Огромные деревянные щиты опалубки метались в воде и ударялись друг о друга, словно ножи гильотины.
Благодаря самоотверженным и умелым действиям двух инженеров удалось прекратить поступление воды в шлюз. Для этого им пришлось, расположившись с обеих сторон ворот и обмениваясь только знаками, поскольку из-за шума потока ничего слышно не было, закрывать верхние ворота. А поскольку синхронно-следящая система, предотвращающая их перекос и, соответственно, заклинивание, готова еще не была, задача на их долю выпала очень непростая.
Погиб 21 человек, 15 получили ранения. Среди погибших была двадцатилетняя девушка, только-только вышедшая замуж. Погибли и те зрители что стояли на обрушившейся стенке.
Из Москвы прилетел следователь по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР, началось следствие.
Экспертная группа не нашла никаких отступлений от проекта и нарушений в технологии производства работ. Таким образом, очевидно, что были ошибки в проектировании шлюза. Тем не менее, приговором Пермского областного суда от 23 августа 1962 года виновными в преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 170 Уголовного кодекса РСФСР («Злоупотребление властью или служебным положением») были признаны председатель пусковой комиссии, начальник технического управления Министерства строительства электростанций СССР В. И. Севастьянов и исполняющий обязанности главного инженера строительства Р. К. Радецкий и им было назначено наказание в виде 6 и 4 лет лишения свободы соответственно.
Проектировщики не были привлечены к ответственности. Косвенным подтверждением вины проектировщиков служит тот факт, что по окончании строительства ГЭС в 1966 году никто из проектировщиков не был награждён орденами и медалями; вместе с тем, награды получили 348 человек. Тот факт, что проектировщики остались без наказания, объясняется тем, что на тот момент строился Асуанский гидроузел, который был спроектирован тем же Ленгидропроектом, и советские власти предпочли не бросать тень на проектировщиков.
Ущерб советскому бюджету составил более 2,5 миллионов.
Радиостанция "Голос Америки" передавала новость о трагедии в Союзе с более, чем сотней жертв. А о репутационном ущербе СССР, как строителя подобных сооружений можно было только догадываться.
Инфа и фото (С) интернет