"В моих руках вся Франция!"
(С) Петр
В Париже
Петр Великий побывал весной 1717 года, когда ему было было 45 лет.
Визит начался в этот день, 21 (10) апреля 1717 г., когда три пушечных залпа в городе Дюнкерке возвестили о том, что русский царь прибыл во владения короля Франции. Франция при Людовике XIV была самым могущественным и влиятельным государством Европы, государством, чья правительственная система являлась во многих странах предметом подражания. К этому времени и Россия уже заявила о себе, как великая держава. О пребывании русского царя мы знаем из записок придворного мемуариста герцога де-Сен-Симона. По мнению французской знати он вел себя странно...
В приморских городах Дюнкерке и Кале, где царь пробыл с 10 до 23 апреля, он самым тщательным образом осматривал укрепления, портовые сооружения, шлюзы и каналы. Он очень сожалел, что мощные укрепления и порт Дюнкерка были незадолго до того срыты по условиям Раштадтского договора: «зело жалка смотреть на руину сей фортеции, а наипаче гавани».
Царь совершил прогулку на паруснике, присутствовал на смотре войск, а также побывал на охоте на зайцев. По дороге в
Париж царь делал остановки для ночлега в Булони, Абвиле и Бретейе.
По дорогам Франции он ехал в странном экипаже собственной конструкции: на каретные дроги был поставлен кузов одноколки. Конструкция была весьма высокой и шаткой, но так ему было удобнее осматривать окрестности. Французская охрана очень волновалась за его здоровье.
От взгляда царя не укрылась бедность французского крестьянства, разоренного бесчисленными войнами Людовика XIV. Петр писал: «А сколько дорогою видели, бедность в людях подлых великая». Крестьянство Франции тогда жило гораздо беднее русских.
Петр I не любил торжественных встреч, его раздражало праздное любопытство толпы к собственной персоне. По этой причине он отказался присутствовать на торжественном приеме и обеде, приготовленном ему в Амьене управляющим Амьенским округом. Говорили, что царь без остановки проехал город, поскольку был наслышан о назойливом любопытстве здешних жителей и пышных торжествах. Та же картина повторилась в Бове.
«У вас только на уме, чтоб пить да есть сладко. Для солдата был бы сухарь да вода, так он тем и доволен». (С) Петр
Петровский кортеж из шести карет въехал в
Париж вечером 26 апреля. Петр отказался жить в Лувре, затем отказался жить в роскошном номере отеля, который посчитал слишком богато украшенным и тотчас приказал поставить свою походную кровать в гардеробной.
В итоге царь спал в походной постели, носил простое (по королевским меркам) платье, чем удивлял парижан. В свою очередь,
Петр тоже весьма удивлялся, наблюдая за поведением местных модников:
Один из французских придворных обратил внимание Петра тем, что каждый раз был одет в новое платье.
- Мне кажется, - сказал про него Петр, - что дворянин сей весьма недоволен своим портным...
Петр велел построить баню на берегу Сены. Парижане наверняка были в шоке, наблюдая за царем и русской охраной, которые парились и ныряли в холодную реку.
Французский господин Вертан, считая что это делается без его позволения даже жаловался Петру и просил его запретить солдатам купаться, потому что все они могут от этого простудиться и умереть.
- Не беспокойтесь, г. Вертан - отвечал Петр камергеру, - ничего не будет. Мои солдаты несколько ослабли от парижского воздуха и закаливают себя в русской бане. У нас купаются и зимой.
Царь не менее двух раз посещал Ботанический сад (30 апреля, 4 мая и, возможно, также 1 мая).
8 мая царь «изволил смотреть анатомических вещей, сделанных из воску». Неизменным вниманием царя пользовалась Парижская обсерватория...
8 июня он связался с известным профессором анатомии Дюверне, и один из учеников профессора, некий англичанин Вулхауз, проделал в присутствии царя глазную операцию снятия катаракты. Операция, вернувшая зрение 66-летнему ветерану битвы при Гохштедте, произвела на царя большое впечатление, и он тут же попросил доктора обучить русского ученика. У профессора Дюверне консультировался и будущий лейб-медик Л. Блюментрост, ставший впоследствии первым президентом Академии наук в Петербурге.
Нотр-Дам-де-Пари снаружи... ... и внутри Будучи в парижском Дворце правосудия, царь обнаружил в тамошней библиотеке глобус и заметил, что очертания Каспийского моря на нем показаны неправильно. Петр собственноручно поправил ошибку, что было отмечено в специальной памятной записке.
В понедельник, 10 Мая, из инвалидного дома
Петр I отправился во дворец на свидание с королем. Царь не поменял костюм, что для французов было шоком. Людовику XV был в то время было семь лет. Когда
Петр прибыл в королевский дворец, то все были поражены простым комзолом, величественной фигурой царя, высоким ростом и стройным телосложением. Но еще более поразил он всех царедворцев своим поступком в отношении юного короля Франции.
Считая невежливым идти впереди короля, а в то же время не желая идти позади ребенка, "к великой досаде придворных",
Петр I взял маленького короля на руки и вошел на лестницу вместе с ним...
"В моих руках вся Франция!" (С) Петр
Луи Эрнан изобразил встречу Петра 1 и Людовика 15 в Версале
Из записок герцога Сен-Симона: "Удивительно было видеть, как царь, взяв короля под-мышки и подняв его в уровень с собою, поцеловал его таким образом на воздухе, и король, не смотря на свой юный возраст и на неожиданность поступка, не обнаружил ни малейшаго смущения..."
Этот эпизод поразил не только современников
Петр I. В 1900 году Л. А. Бернштам показал на Парижской выставке скульптуру, которая заинтересовала императора
Николая II.
Два года спустя ее бронзовую отливку установили у корпусов Гранильной фабрики, недалеко от Купеческой гавани Петергофа. В годы Великой Отечественной войны памятник пропал, и был воссоздан в 2005 году.
11 Июня, из Версаля царь отправился в Сен-Клу, где осматривал самый дом и посетил девиц в их классах.
Петр I решил встретиться и с фавориткой Людовика XIV г-жой Ментенон... хотел лицезреть «живые мощи прошлого века». Ему обещали прием. Если верить анекдотам того времени, на самом деле она не хотела с ним встречаться и когда он приехал, сославшись больной легла в постель. Петр рассердился, так как ради встречи уехал из
Парижа и настоял на встрече. На вопрос Петра, чем она болеет, та ответила: «Старостью».
Вот как описывали визит современники: "Принят был он здесь по-королевски. Он хотел также видеть г-жу Ментенон, которая, узнавши о любопытстве царя, легла в постель, велев закрыть все окна занавесями, и оставив лишь одно полуоткрытым. Царь вошел в ея спальню, отдернул занавеси на окнах, а потом и занавеси постели, пристально и вдоволь посмотрел на г-жу Ментенон, и, не сказав ей ни слова, ни она ему, не сделав даже признака поклона, ушел. Я узнал после, что она была очень удивлена и еще более оскорблена таким поступком; но покойнаго короля уже не было на cвете. В субботу, 12 Июня, царь возвратился в Париж."
Петр вынашивал планы династических браков, которые связали бы дворы
Версаля и Санкт-Петербурга. Ему очень хотелось видеть в будущем свою дочь
Елизавету супругой Людовика XV.
Визит преследовал и дипломатические цели:
Петр I желал видеть Францию союзником в войне со Швецией, которая, казалось, подходила к долгожданному миру...
"Монарх пробыл в Париже 43 дни, в которые больше осмотрел и заметил, нежели другие могли б сделать в год...
Основа инфы (С) Вики,
http://telehub.org/history Анекдоты* о Петре Великом. - Санкт-Петербург : журн. «Досуг и дело», 1884г.