До революции полуподвальный этаж Зимнего дворца был занят винным погребом.
Здесь хранились столетние коньяки, испанские, португальские, венгерские и другие вина. По данным городской думы в подвалах Зимнего хранилась пятая часть всего запаса алкоголя в Петербурге. 3 ноября 1917 года, когда в городе начались винные погромы, пострадали и хранилища бывшей царской резиденции.
Погромщики перепивались сами до безобразия, спаивали население, ведрами тащили вино и водку. Разгром винных складов сопровождался дебошами, грабежами, убийствами, порою пожарами. Каждый раз требовалось немало сил и энергии, чтобы обуздать пьяную, одичавшую толпу людей, потерявших человеческий образ. Питерскому пролетариату, молодой Советской власти пришлось принять самые решительные, суровые меры, чтобы прекратить в Петрограде пьяные погромы.
Из воспоминаний Ларисы Рейснер о событиях в погребах Зимнего дворца:
«Их заваливали дровами, замуровывали сперва в один кирпич, потом в два кирпича - ничего не помогает. Каждую ночь где-нибудь пробивают дыру и сосут, вылизывают, вытягивают, что можно. Какое-то бешеное, голое, наглое сладострастие влечёт к запретной стене одну толпу за другой. Со слезами на глазах рассказывал мне фельдфебель Криворученко, которому поручили защищать злосчастные бочки, о том отчаянии, о полном бессилии, которое он испытывал по ночам, защищая один, трезвый, со своим немногочисленным караулом против настойчивого, всепроникающего вожделения толпы. Теперь решили так: в каждое новое отверстие будет вставлен пулемёт».
Сначала вина и бочки хотели перевезти в Петропавловскую крепость, но комендант категорически отказался. Понял что гарнизон сопьется. В такой ситуации Советское правительство приняло решение об уничтожении винных запасов Зимнего дворца.
Об этой истории подробно пишет комендант Смольного балтийский матрос П.Д. Мальков (на фото):
"Уже с начала ноября по городу покатилась волна пьяных погромов. Она разрасталась и ширилась, приобретая угрожающий характер. Иногда погромы возникали стихийно, а чаще направлялись опытной рукой отъявленных контрреволюционеров, стремившихся любым путем нанести ущерб Советской власти, подорвать и вовсе уничтожить советский строй... Вызвали тогда пожарных. Включили они машины, накачали полные подвалы воды и давай всё выкачивать в Неву. Потекли из Зимнего мутные потоки: там и вино, и вода, и грязь - всё перемешалось... День или два тянулась эта история, пока от винных погребов в Зимнем ничего не осталось».
Да уж. Прям буржуи, чиновники и разные купцы бегали за бутылками в Зимний дворец. Все лишь бы навредить большевикам. Сейчас в тех подвалах лишь трубы и коты...
Огромное хранилище уникальных вин в Зимнем дворце было вовсе не единственным в столице. Операция по обнаружению вин и вообще спиртного, начатая ВРК после пьяного погрома в Зимнем дворце, привела к тому, что «в разных частях города Военно-революционным комитетом открыты большие запасы дорогих вин. В одном из складов найдено более чем 600 000 бутылок, - сообщала газета «Рабочий и солдат».
Особенно грандиозная размеры принял разгром склада «товарищества Шталь», помещающегося по 8 линии Васильевского острова дом 50. Погром начался в 2 часа ночи. К солдатам и матросам присоединилось много праздношатающихся и хулиганов. Вино выносилось из склада ящиками, бочки вина выкатывались на улицу и тут же разбиралось вёдрами, чайниками, бутылками и так далее.
Перепившиеся солдаты без всякой причины, забавы ради, стреляли из винтовок. Бессмысленная стрельба продолжалась до 6 часов утра. Около этого времени у лавок, торгующих съестными припасами, стали образовываться очереди, преимущественно из женщин. С целью припугнуть дежуривших в хвостах (очередях), солдаты дали залп из ружей, в результате чего четыре женщины упали замертво. Солдаты продолжали буйствовать до 11 часов утра.
Разгромили и винные погреба Завода Иона. Над погребом помещалась полевая почта, которую и брали большевики. Они и начали первыми опорожнять погреб. Военно-революционным комитетом были вызваны для прекращения разгрома погреба 1-ый Пограничный полк и две пожарные команды. Приехавшие на усмирение, вместо охраны и прекращения пьяного дебоша, присоединились к пьянке.
«В результате, вдребезги напились и пожарные и пограничный полк. Началась беспорядочная стрельба в воздух, драки и пьяные перестрелки. Пьяные валялись как около погреба, так и на тротуарах прилегающих улиц. Посланные на их усмирение солдаты приехали в грузовых автомобилях с пулеметами, всех разогнали и производили беспорядочную стрельбу по всем кто пытался им помешать загрузить в грузовики вино и увести его куда-то.
Лишь матросы и латышские стрелки под командованием поручика латышских стрелков Зендберга после перестрелки смогли прекратить эту оргию. Матросы и стрелки начали выпроваживать уже опьяневших, причём каждого вытащенного из подвала обыскивали. Найденные в карманах бутылки тут же разбивались.
На 6-й линии Васильевского острова в доме № 25 помещается винный склад, торгующий под фирмой «Экспресс». Здесь погром носил такой же характер как и на 8-й линии.
Фирма «Келлер и К.» решила вывести свои запасы спирта в Финляндию. Но вокруг складов фирмы уже собирались мародёры, поэтому Ревком поставил перед, руководством фирмы условие, «чтобы спиртные напитки были погружены в вагоны в течение 5 дней». Караул также должна была оплатить фирма. «В противном случае будут уничтожены все запасы» - заявил ВРК.
Фирма «Келлер и К.» так и не смогла вовремя вывезти свой спирт. ВРК были вызваны три паровые пожарные машины Московской пожарной части, которые и выкачали в канализацию весь спирт. А может просто доложили, что выкачали. Спирт на Руси всегда был в лихолетье дороже денег...
Первая картина Ивана Владимирова «Погром винного магазина». Инфа (С) интернет