Архитектура Петербурга и одна из версий откуда пошло выражение "Под гребенку"...

Aug 09, 2020 20:30




Особняк  Шувалова на Почтамтской, доходный дом Жукова на углу Гороховой и Садовой...
... дом генерал-майора Княжнина и др. В  С-Петербурге есть ещё десятки похожих зданий - результат труда архитектора Николая Павловича Гребёнки, выходца из Полтавской губернии и выпускника Академии художеств.




В осбоняке Шувалова ныне Почтамт Санкт-Петербурга




Но сначала немного об архитекторе. У Николая Павловича было домашнее прозвище - Кокамбо. Он младший брат Евгения Павловича Гребенки - поэта и писателя, автора слов романса "Очи чёрные".

Еще в 25 летнем возрасте Гребенка произвел сенсацию - всего за 50 дней возвел 4-х этажный дом купца Жукова на углу Гороховой и Садовой.




Быстрые темпы и огромное количество строителей собирали толпы зевак, что доставляло огромное удовольствие купцу Жукову. Ведь главная цель - прославиться - была осуществлена. О доме № 31 по улице Садовой говорили даже за рубежом, т.к. подобного не совершали даже в европейских странах.

Кстати, дом простоял уже полтора века, а современные архитекторы оценивают весьма высоко его художественный облик.

Из его перестроек достоин упоминания Андреевский собор (6 линия Васильевского острова) с пристройкою к нему двух новых приделов. Из частных построек того времени стоит отметить дом Жукова, на углу Гороховой и Садовой улиц, о котором император Николай I при высочайшем рассмотрении проекта изволил выразиться: «Я рад, что на этом месте будет дом, а не клетка».

В 1852 году Императорская Академия Художеств удостоила Николая Павловича звания академика архитектуры.



Винтовая лестница в доходном доме Гребенки.

В 1870-е годы он построил Тихвинскую церковь в Александро-Невской лавре (ныне она используется как выставочный зал), но все его дома, в основном - добротные, без архитектурных изысков доходные дома, но обладающие замечательным свойством - не диссонировать с «соседями».

Они создают ощутимую петербургскую атмосферу от Фонтанки до Обводного канала и служат тем благоприятным фоном, на котором расцветают архитектурные жемчужины Боссе, Лидваля или Штакеншнейдера. Гребёнка строил быстро и много, но современники не были в восторге ни от плодовитости Николая Павловича, ни от его домов и ехидно говорили, что он «строит под одну гребёнку».

Из года в год неутомимый мастер, словно торопясь успеть сделать как можно больше, возводил новые дома, расширял старые, надстраивал, изменял декор фасадов, совершенствовал планировку и отделку.

Счастливые предки, воспитанные на золотом веке питерской архитектуры, позволяли себе иронизировать над однообразными творениями Гребёнки! Впрочем, все познается в сравнении... интересно, что бы они сказали, увидев Петербург на окраинах, застроенный серыми бетонками Хрущева... ))

Умер Николай Павлович Гребёнка 27 сентября, а 29 сентября 1880 года был погребен в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище. Женат он не был и детей не имел...

Интернет забит портретами его брата-поэта, а архитектора я не нашел.

Инфа и фото (С) интернет. Основа: "Байки Питера"

архитектура, легенды Питера

Previous post Next post
Up