Про генерал-губернатора Петербурга Михаила Андреевича Милорадовича

Jun 12, 2020 20:30


Чтобы быть всегда при Вашем превосходительстве, надобно иметь запасную жизнь»
Из письма А.П. Ермолова М.А. Милорадовичу



Генерал Михаил Андреевич Милорадович - человек, о храбрости которого ходили легенды.
Сам император Александр I сказал: «Вот генерал, который достал себе чин штыком!». Милорадович отличался необыкновенной храбростью и превосходной выдержкой, личным примером вдохновляя солдат.




Наибольшую известность и славу Милорадович приобрёл как один из самых опытных и умелых авангардных начальников русской армии, который успешно преследовал французов до границ Российской империи, а затем и в заграничном походе.

В битве под Лейпцигом в октябре 1813 года он командовал русской и прусской гвардиями. В марте 1814 года участвовал во взятии Парижа.

Однажды войскам запоздали обозы и есть было нечего. И он скупил целый городской рынок продуктов, что бы накормить свою армию. А когда не было денег, сам голодал вместе с войсками. Солдаты его обожали...




В сентябре 1799 года удар отряда Милорадовича предопределил разгром неприятеля на подступах к Сен-Готардскому перевалу. В разгар сражения солдаты Милорадовича остановились на краю крутого обледенелого спуска. Внизу сверкали штыки французов и их было в несколько раз больше. "Ну, посмотрите-ка, как возьмут в плен вашего генерала!" - крикнул Михаил Андреевич и первым скатился вниз. Солдаты кинулись следом и сбили ошеломленного неприятеля с позиции.

В Киеве он лично командовал спасательными отрядами во время страшного пожара 1811 года.

19 августа 1818 г. назначен военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга и членом Госсовета. По собственной инициативе он готовил проект отмены крепостного права. Под его руководством в Санкт-Петербурге была осуществлена реформа деятельности театров, построено здание цирка, введено освещение центра города, получили развитие институты Путей сообщения, Педагогический, Артиллерийское и Инженерное училища, построен Михайловский дворец, интенсивно начали обустраиваться пригороды Санкт-Петербурга. Во время наводнения 1824 года генерал лично спасал людей...

В 1820 году допрашивал русского поэта А. С. Пушкина по поводу его антиправительственных стихов и фактически спас его от ссылки в Соловецкий монастырь или Сибирь. Был страстным театралом, с 1821 года возглавлял Комитет для составления нового проекта об управлении театрами

За свою карьеру он был удостоен множества орденов и наград, в их числе алмазные знаки к ордену Святой Анны I степени за отличие при Треббии, алмазные знаки к ордену Святого Иоанна Иерусалимского за битву при Нови, золотую шпагу с алмазами за спасение Бухареста. Кавалер Ордена Андрея Первозванного.

За доблесть, проявленную на Бородинском поле, Милорадович был награждён алмазными знаками к ордену Святого Александра Невского. Уже став военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга, Михаил Андреевич всегда с воодушевлением вспоминал памятное Бородинское сражение:

"Как град сыпались на нас ядра, картечи, пули, ...брильянты!"...




Роковыми оказались для него события 1825 г. на Сенатской площади. Он решил лично выйти к войскам и убедить их сложить оружие. В ответ на предупреждение о возможной опасность, только отмахнулся: «Что же это за генерал-губернатор, если боится пролить свою кровь, когда кровопролитие неизбежно?».

В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день две раны, одна из которых оказалась смертельной: одну, пулевую, от Каховского (выстрелом в спину) и вторую - штыковую, от Оболенского.




Когда, преодолевая боль, он разрешил врачам извлечь пулю, пробившую ему легкое, рассмотрев ее и увидев, что она выпущена из пистолета, он воскликнул: «О, слава Богу! Это пуля не солдатская! Теперь я совершенно счастлив!».

Он пытался и дальше шутить: сказал, что после сытного завтрака не смог переварить такого ничтожного катышка.




Умирающий Милорадович продиктовал свое завещание, в котором он освободил от крепостной зависимости 1500 крестьян.

Когда декабристов вывели на казнь, они расцеловались друг с другом как братья. И только Каховскому никто не протянул руки: осужденные мятежники не простили ему убийство Милорадовича.

Генерал был погребен в Духовской церкви Александро-Невской Лавры. Николай I напишет в письме брату Константину: «Я буду оплакивать его всю мою жизнь». В 1937 году его прах и надгробие перенесены в Благовещенскую усыпальницу Санкт-Петербурга, рядом с могилой его учителя - генералиссимуса Суворова...

По высочайшему указу 38-й Тобольский пехотный полк носил имя Милорадовича. Один из островов в Тихом океане был также назван его именем.

"Восстание декабристов" или как себе испортить новогоднее настроение

Инфа (С) Байки Питера

личности, власть, легенды Питера

Previous post Next post
Up