16 мая 1972 года случилась катастрофа... самолет ВМФ упал на детский сад...
Недалеко от города Светлогорска Калининградской области происходила отработка полётов на военно-транспортном самолёте АН-24Т морской авиации Балтийского флота на предельно минимальных высотах. Ставилось задание протестировать радиолокационную систему...
Самолёт поднялся в небо из Храброво в 12 часов 15 минут. Для выполнения очередного задания после разворота над морем, над которым лежал густой туман, АН-24Т направился к мысу Таран.
Через 15 минут после начала тестирования, в 12 часов 30 минут, самолёт задевает крылом дерево, растущее на обрывистом берегу Светлогорска. Пролетев ещё 200 метров, он таранит второй этаж здания детского сада, возникает сильный пожар.
Место катастрофы сразу было оцеплено. Солдаты, выстроившись в три ряда, сдерживали натиск родителей. С большими усилиями их смогли отвести на безопасное расстояние.
«Мы стояли и смотрели, как эта махина, обогнув стадион и едва не задев крылом колесо обозрения в парке, рухнула на детский сад. Мы были в ужасе от случившегося, казалось, такого просто не может быть!» - вспоминал очевидец Николай Алексеев, в тот момент возвращавшийся из школы домой.
Небольшой детский сад был экспериментальным. В единственной группе находились дети разных возрастов: от трёх до семи лет.
В катастрофе погибли 35 человек - все 2 пассажира и 6 членов экипажа на Ан-24 и 27 человек на земле (24 ребёнка и 3 сотрудника детского сада).
Жителям запретили выходить из своих домов. Отключили телефон и электричество. Позже очевидцы рассказывали, что самолёт задел электропровода. А телефонную связь в СССР в таких случаях почти всегда отключали.
Схема места авиакатастрофы, составленная очевидцем Валерием Роговым. Передана журналисту "Московского комсомольца".
Расчистка завалов продолжалась всю ночь. «К утру садика будто и не было никогда - на его месте расцвела клумба! - рассказывал очевидец Андрей Дмитриев". - Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дёрн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…»
В день похорон (пришло около 10 тысяч человек) власти запретили электричкам останавливаться на железнодорожной станции Светлогорск-1. Также было ограничено движение по автодороге, которая соединяет город с Калининградом.
В СМИ о случившемся не было сказано ни слова. Была информация, что из расшифровки «чёрных ящиков» комиссия установила: высотомер в момент столкновения с препятствием показывал высоту 150 метров над уровнем моря. Реальная высота в месте столкновения - не более 85 метров над уровнем моря. Незадолго до полёта начальством было принято решение переставить высотомер с самолёта ИЛ-14 на АН-24Т. Его погрешность могла составить до 60-70 метров.
Позже причиной авиакатастрофы была названа «неудовлетворительная подготовка и руководство полётом».
Новый мемориал на кладбище Светлогорска. До 2016 года стоял похожий из другого (старого) камня. Военные власти так и не выделили деньги на новый памятник.
Официально алкоголя в крови лётчиков не обнаружили. Но есть свидетель, который молчал около 40 лет. Это 84-летний бортмеханик упавшего самолёта Михаил Андреевич Слободчиков. Он рассказал в программе Первого канала «Пусть говорят» (2014 год) свою версию. Накануне трагедии в 23 часа их экипаж прибыл из двухнедельной командировки. Решили отметить прошедший День рождения второго пилота. На часах - 23:30.
«Командир, штурман, радист и бортинженер домой не поехали, а пошли ко второму пилоту отмечать (праздник),» - вспоминает Михаил Андреевич.
Сам бортмеханик не стал выпивать и уехал. А вот его слова о показателях алкоголя в крови у лётчиков: «Я был на опознании. Председатель комиссии мне сказал, если он напишет про алкоголь, детям (лётчиков) пенсию платить не будут».
Генерал-полковник, который допрашивал Слободчикова, запретил ему 40 лет говорить об экипаже. Также среди местных жителей ходили ещё тогда слухи, что у большинства лётчиков в крови был алкоголь. Родители не захотели хоронить тех рядом с детьми.
Михаил Андреевич остался жив, благодаря тому, что 16 мая за 30 минут до полёта командир полка дал ему задание отремонтировать машину своего заместителя. Вместо Слободчикова самолёт принял другой бортмеханик.
Здесь возникает дилемма. Не хотелось бы осудить напрасно лётчиков. Но, с другой стороны, какой резон Михаилу Андреевичу наговаривать на бывших коллег. Может быть, в уже достаточно преклонном возрасте ему захотелось облегчить свою душу?
Возможно, причиной авиакатастрофы стало совпадение нескольких факторов: густой туман, проблема с высотомером, алкоголь в крови у пилотов (по рассказу Слободчикова).
Храм-памятник в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость" в Светлогорске. Рядом по свидетельству местных жителей - та самая клумба.
На месте трагедии в 1994 году в память о погибших была возведена часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». Каждый год там, а потом на кладбище собираются родственники трагически закончивших свою жизнь детей и взрослых, служится панихида. С цветами приходят и военные... светлая память погибшим.
Светлогорск ● Обзорный постИнфа и фото (С) Википедия и др. интернет