«Совершила посадку летучка компании Аэрофлот из Москвы»...
Возможно так объявляли бы самолеты если бы Александру Фёдоровичу Можайскому удалось завершить задуманное. Выпускник Морского кадетского корпуса, больше двадцати лет прослуживший на флоте, участник Хивинской экспедиции и похода в Японию, Можайский мечтал создать летательный аппарат тяжелее воздуха, и не только мечтал. Овладев основами аэродинамики, предложил новаторскую конструкцию воздушного судна, ставшую прообразом современных самолётов...
Осенью 1876 года Можайский приехал в Петербург, чтобы испытать модель своей «летучки». Собравшиеся в Михайловском манеже энтузиасты воочию убедились, как миниатюрная крылатая лодочка с пружиной вместо двигателя, взлетела со стола и, преодолев пару десятков метров, плавно опустилась на песок.
Специальная комиссия Главного инженерного управления, в состав которой входил и Менделеев, одобрила проект Можайского и выделила средства, правда недостаточные, на создание опытного образца «летучки». Через пять лет, ценой невероятных усилий изобретателя и частично на его деньги, машина была создана. В Красном Селе состоялись испытания, во время которых стало очевидно - для данной машины мощность двигателей недостаточна.
Пролетев несколько метров, первый в мире самолёт упал, повредив крыло. Тут бы и поддержать конструктора, но в Главном инженерном управлении решили иначе. Можайскому сообщили, что поскольку казна истощена из-за войны с Турцией, средств на доводку летательного аппарата изыскать нет возможности, ведь его нельзя будет использовать в военных целях (!).
(С) Байки Питера