Адольф Гитлер был маниакально увлечен всем большим и сверхмощным.
Эта болезнь рано или поздно должна была привести к рождению грандиозных проектов (таких как Лендкрузер). Окружение Гитлера слепо разделяло его курс на создание оружия гигантского размера и танки не исключение, но, к счастью, недостаток времени и средств не разрешили предварить большинство этих проектов в жизнь.
Из всех проектов стадии производства в той или иной форме достигли лишь две машины - Мышонок или Мышь и танк Е100, хотя детально проработанных проектов танков - тяжеловесов было больше десятка.
Самым горячим апологетом сверхтяжелых танков после Гитлера был его личный друг и глава комиссии по бронетанковой технике, профессор Фердинанд Порше. Как ни странно, близость к фюреру нисколько не помогла Порше в реализации своих грандиозных планов.
До сих пор неизвестно, разделялись ли идеи профессора большинством генералитета и офицеров Управления вооружения вермахта. В своих мемуарах почти все резко критикуют идеи профессора, однако после окончания войны слишком просто выглядеть мудрыми скептиками. Толщина брони танка.
Очевидно лишь то, что в первые годы Второй мировой войны Порше явно не нашел своевременной поддержки, и это избавило Германию от бессмысленной и дорогостоящей растраты сил и средств на создание монстрообразных сверхтяжелых танков-гигантов.
«Гигантским отпрыском фантазии Гитлера и его свиты с раздражением, Гейнц Гудериан назвал танк -Мышонок», который при рождении получил более соответствующее своим размерам имя - Мамонт».
Отчет британской службы научно-технической разведки от 11 октября 1945 года содержит подробное описание истории создания этого танка, основанное как на детальном изучении документов, так и на материалах допросов сотрудников КБ "Порше". В отчете, в частности, содержится информации о беседе, состоявшейся 8 июня 1942 г. между профессором Порше и Гитлером.
Гитлер попросил Порше заняться разработкой проекта шасси под 128-мм или 150-мм орудие. По мысли фюрера, это должна быть САУ с вращающейся башней, спаренным с пушкой пулеметом и исключительно прочным бронированием (200 мм лобовая броня корпуса; 180 мм бортовая; 240 мм - лоб башни и 200 мм - борта башни). Порше хотел опробовать на новой машине дизельный двигатель воздушною охлаждения, однако эта идея встретила резкие возражения Шпеера. Военный министр не хотел терять драгоценное время на эксперименты с дизелями, поэтому предложил Порше использовать авиационный двигатель фирмы «Даймлер-Бенц АГ*. Вопреки обыкновению, Порше не получил от фюрера никаких строгих указаний относительно веса, конструкции и силуэта будущего танка, что давало ему необычайно большой простор для творчества. Возможно, таким образом Гитлер хотел утешить своего друга, только что потерявшего выгодный заказ на производство "Тигров".
Из-за нехватки ресурсов решено было оснастить танк одним двигателем (а не двумя, как было в проекте). Работа над проектом продвигалась довольно быстро. Но все равно в конце 1942 года Управление вооружения вермахта возложило на полковника Хенеля неблагодарную задачу "подстегивать» фирмы, задействованные в реализации проекта. Его задача состояла в том, чтобы наносить на предприятия бесконечные визиты и грозить самыми суровыми санкциями за малейший срыв графика. Такой «надзор» страшно раздражал Порше, поэтому, получив предписание Хенеля не позднее мая будущего года представить танк к испытаниям, профессор заявил, что счел это требование «удачной шуткой, поэтому с самого начала не принимал во внимание».
4 января 1943 г. Порше приехал в Берлин, чтобы продемонстрировать фюреру проект нового танка. Гитлеру танк так понравился, что вопреки своему обыкновению он даже не внес в проект никаких замечаний. Еще через месяц в Штутгарт прибыли чиновники Управления вооружений и официально оформили заказы на производство отдельных узлов будущего танка. Изготовление башни и корпуса было возложено на фирму "Крупп". электрооборудование поручалось «Сименсу»; двигатель - «Даймлер-Бенц АГ»; ходовую часть, гусеницы и передачу должны были выполнить на заводах «Шкода», а общая сборка возлагалась на «Алкетт». 24 января 1943г. Управление вооружения приняло решение оказать всемерное содействие новом' проекту. Единственным голосом, раздавшимся против нового танка, был голос известного инженера Книпкампфа.
Следующий визит профессора Порше в Берлин состоялся 2 февраля 1943 г. Тогда с ним встретился полковник Хенель и передал пожелание Управления вооружений снабдить танк... огнеметной установкой и запасом огнесмеси в 1000 л. На все протесты возмущенного Порше Хенель спокойно отвечал, что в правительстве придают особое значение этому дополнению. Порше потребовал лично встречи с руководством Управления вооружений, и 10 февраля в Штутгарт прибыла смешанная делегация в составе офицеров Управления и представителей занятых в производстве танка фирм. Обсуждение было очень эмоциональным. Ссылаясь на то. что правительство поставило самые жесткие сроки выпуска готового танка производители настаивали на отказе от огнеметной установки. Управление вооружения стояло на своем, хотя и соглашалось не ставить производителям строгих ограничений по срокам.
В результате представители фирм вынуждены были принять новые условия, что неизбежно повлекло за собой необходимость внесения изменений в проект. Первоначальный вес танка при его оснащении огнеметной установкой с запасом огнесмеси автоматически увеличивал этот вес на 4900 кг, до 179.3 тонны, т. е. почти на 5,5%. Это, в свою очередь, требовало кардинальных изменений в конструкции ходовой части. Самым простым выходом было бы оснастить каждый борт второй гусеницей, однако для этого не было места. После долгих обсуждений, за основу был взят проект конструкторов фирмы «Шкода», предложивших заменить торсионную подвеску пружинной. Поскольку любые другие решения привели бы к серьезным потерям времени. Порше пришлось, скрепя сердце, отказаться от своей любимой подвески.
14 мая в штаб-квартире Гитлера «Волчье логово" под Растенбургом «Мышонок предстал перед фюрером. Осмотрев деревянную модель. Гитлер заявил, что 128-мм пушка на таком гиганте выглядит "детской игрушкой" и приказал Круппу заняться переделкой башни под 150-мм орудие, спаренное с 75-мм пулеметом.
16 июля «Даймлер-Бенц АГ» прислал в Штутгарт готовый мотор DB 509. Вскоре состоялись испытания, руководил которыми профессор Камм. Как уже говорилось, для «Мышонка пришлось использовать несколько модифицированный авиационный двигатель.
Производственные испытания прошли успешно, поэтому танк отправили на полигон в Бёблинген под Штутгартом. Мышкой управлял механик-водитель - испытатель КБ «Порше» Карл Генсберг. Водитель высоко оценил ходовые качества машины, заявив, что ее легко можно развернуть даже вокруг своей оси. Танк испытывали па самом разнообразном фунте - на снегу, на льду, по грязи и нa дороге с препятствиями. При движении но твердому грунту танк развивал максимальную скорость 20 км/ч. Он успешно преодолел подъем, расположенный под углом 30°, 76-сантиметровое вертикальное препятствие и перешел вброд двухметровую траншею, наполненную водой. Если не считать мелких неполадок в ходовой части, испытания прошли довольно успешно.
Это был настоящий колосс, достигавший в длину почти 9 м (вместе с пушкой - 11,5 м), и весивший 189 тонн! Чтобы перевозить такой огромный вес, «Мышонок» был снабжен 109-мм гусеницами, а клиренс танка составлял 54 см. Боекомплект танка состоял из 61 снаряда для 128-мм пушки и 200 патронов для спаренной с ней 75-мм пушки. Кроме этого танк перевозил еще 2650 л топлива. Экипаж машины состоял из пятерых членов! По некоторым свидетельствам, несмотря на огромные размеры «Мышонка», внутри у него было очень тесно, поскольку все его внутреннее пространство было заставлено самыми разнообразными приборами и деталями.
Но повоевать всерьез у Мышенка уже не вышло. Не думаю, что с ним Красная армия испытала бы большие проблемы даже в начале войны. Это был изначально провальный проект, хотя 75 мм пулемет не может не впечатлить.
Всего планировалось выпустить 150 сверхтяжелых «Мышат». Но не сложилось...
Основа инфы (С)
http://ww2history.ru/, Википедия и др. интернет