В 1780 году Екатерина Романовна Дашкова, подписывая счета Академии наук,
отметила чрезвычайно большой расход спирта. Стали дознаваться, и выяснилось, что спирт в огромных количествах потребляют две отрезанные головы, которые содержатся в подвале в специальных сосудах. Одна из них принадлежала блестящему камергеру Виллиму Монсу, в буквальном смысле потерявшему голову от любви к супруге Петра I Екатерине, вторая - красавице-фрейлине Марии Гамильтон.
Бал у Монса.
Гамильтон была любовницей самого Петра I, но завела амур с его денщиком Орловым. Царь узнал о преступной связи случайно. Орлов, испугавшийся гнева императора, во всем признался.
Гамильтон под пыткой подтвердила, что жила беззаконно с денщиком, извела двух младенцев, да к тому же еще украла какие-то драгоценности у царицы. Напрасно красавица молила Петра о пощаде - 14 марта 1719 года ее вывели на Троицкую площадь. На лобном месте царь поцеловал камер-фрейлину и, в знак особой милости, сам отрубил ей голову, а после казни продемонстрировал народу свой трофей, провел небольшую лекцию по анатомии человека и опять «почтил несчастную поцелуем».
Пemp u Eкamepuнa бoльшe нe eлu зa oднuм cmoлoм u дaжe cпaлu в paзныx кoмнamax. Лишь перед смертью умupaющuй Пemp пpocmuл cупpугу.
После смерти Петра головы обоих казненных были отданы на хранение в Академию наук, где о них совершенно забыли. Дашкова привезла зловещие экспонаты во дворец, чтобы показать Екатерине II. Гуманная императрица их осмотрела, ужаснулась и приказала закопать в погребе дворца. Где именно - неизвестно...
(С) Байки Питера