"Наверно, так нужно, так надо Что нам на прощанье даны Осенний огонь листопада И льдистый покров тишины".
Фильм «Покровские ворота» - прекрасно лирическая комедия о жителях стремительно меняющейся Москвы пятидесятых.
Это единственный фильм который моя жена может смотреть ежедневно ))) 11 февраля 1983 года состоялся премьерный показ на Центральном телевидении, однако и до первого эфира, и после него картина подвергалась многочисленным поправкам: из кинотекста на разных этапах удалялись отдельные фразы и целые эпизоды.
В основе сценария - одноименная пьеса Леонида Зорина, которая к моменту премьеры была поставлена на сцене Театра на Малой Бронной Михаилом Козаковым. В пьесе Зорин описал свою жизнь в коммунальной квартире, когда приехал из Баку в Москву. Писатель только изменил имена, вместо квартирной хозяйки придумал тётушку и перенёс место действия с Петровского бульвара к Покровским воротам.
На роли в трио Хоботов-Хоботова-Савва Игнатьевич предлагали Андрея Миронова, Наталью Гундареву, Людмилу Гурченко и Евгения Лазарева. Одним из претендентов на роль Льва Евгеньевича Хоботова стал Анатолий Равикович. Роль Саввы Игнатьевича предлагалась Никите Михалкову, но актёру «резко не понравился» сценарий. Елена Коренева, которой в картине была предложена роль медсестры Людочки, поначалу отказалась от съёмок. Её не вдохновили ни сценарий («какой-то натужный юмор… оперетта, да и только!»), ни героиня. Однако мать актрисы, Наталья Коренева, работавшая в «Покровских воротах» вторым режиссёром, сумела убедить дочь.
Приглашая в картину Марину Дюжеву, которой надлежало сыграть Анну Адамовну - гостью Костика, Козаков объяснил ей суть работы фразой: «Ты должна изобразить проститутку в монастыре». Директор «Мосфильма» Николай Сизов, лично утверждавший кинопробы, оставил право выбора за режиссёром.
Судьба фильма была непростой. Козаков долго не мог получить разрешение на съёмки, картину раскритиковали на худсовете, обозвав «китчем», она едва не оказалась «на полке» из-за того, что Елена Коренева, исполнительница роли Людочки, эмигрировала в США.
Московскую коммуналку у Покровских ворот построили в павильоне «Мосфильма», а подходящий дом и двор для натурных съемок нашелся в Нащокинском переулке. Во дворе повесили плакат «Отдыхайте в здравницах Крыма» и поставили гипсовую статую пионера с мячом. Статую киношники… украли в другом дворе - поздно вечером пригнали кран и перевезли пионера на место съемок. Сейчас этот дом невозможно узнать - его надстроили, отреставрировали и перекрасили.
Оператор Николай Немоляев использовал в работе рапидную съёмку, позволявшую замедлить действие отдельных эпизодов, а также «наплывы» камеры - этот способ дал возможность соединить в одном кадре старые и новые городские виды, совместить московские объекты 1950-х и 1980-х годов.
У готового материала был тернистый путь. Сначала его не показывали из-за эмиграции Елены Кореневой, потом режиссера попросили вырезать немецкие слова и фрагмент концерта Велюрова - в узоре решетки парка кто-то увидел черты звезды Давида, потом в финале усмотрели идеологическую неоднозначность, а во время антиалкогольной кампании пришлось «резать» Велюрова из-за его любви «хлопнуть по рюмашке».
Заинтересовал идеологов и финал, в котором мотоциклист летит над над Воробьёвыми горами. На вопрос: «Куда улетает мотоцикл Савранского?», режиссёр ответил: «Это время улетает...»
В своей шутке: «На дне озера Титикака обнаружен весьма древний город, так что, до свиданья, дорогая, я надолго уезжаю» - историк Костик предсказал будущее. В 2000 году археологи обнаружили на дне озера следы затонувшего города.
Из фильма вырезали фразы или даже целые фрагменты. Например, во время антиалкогольной кампании были удалены эпизоды с пьянством Велюрова. Но несмотря ни на что зрители полюбили картину: она буквально разошлась на цитаты, а сегодня по праву входит в золотую коллекцию советского кинематографа.
Загадочного Савранского сыграл каскадер, постановщик трюков и мотогонщик Леонид Машков. Он принял участие почти в 100 фильмах, но очень редко появлялся в кадре с открытым лицом. Среди его ролей - эпизоды в фильмах «Конец операции «Резидент», «Кин-Дза-Дза», «Ребро Адама» и другие...
Одна из важнейших сцен фильма - снос дома №10 в Нащокинском переулке. Однако он стоит до сих пор. Вид на этот дом сейчас открывается с Гоголевского бульвара.
В этом фильме прекрасно всё, даже эпизоды.
После прогулки по городу Людочка и Хоботов садятся в трамвайный вагон КМ под номером 2170. Этот трамвай появлялся и в других фильмах. Например, в "Законном браке", "Место встречи изменить нельзя", "Последнем звонке", "Папе" и "Холодном лете 53-го".
В фильме звучат песни Булата Окуджавы, Александра Цфасмана, Исаака Дунаевского. Общая музыкальная тема создана композитором Георгием Гараняном.
1. «Он ломает - я чиню, он ломает - я чиню!»
2. «Это витаминизация популярна, не я»
3. «А кто не пьет? Назови! Нет, я жду!»
4. «А не хлопнуть ли нам по рюмашке?»
5. «Заметьте, не я это предложил!»
6. «Высокие, высокие отношения!»
7. «Какой черт занес вас на эти галеры?»
8. «Я вся такая несуразная, такая угловатая, такая противоречивая вся…»
9. «Это мой крест! И нести его мне!»
10. «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов!»
В советское время фильм не показывали на большом экране (он двухсерийный) а в наши дни показали.
А это наш питерский замечательный креатив посвященный фильму.
Список других рецензий на фильмы, которые посмотрел (больше 100 фильмов и сериалов)