Домом 33 по улице Сергиевской (ныне Чайковского) владела графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель.
Она рано овдовевшая невестка знаменитого Петра Андреевича Клейнмихеля. Блестящее петербургское общество собиралось к ней на вечера. Мария Эдуардовна была дамой умной и обаятельной, и ее салон пользовался успехом.
Великая княгиня была необычайно проницательной и умной женщиной. Каким-то образом ей удавалось узнавать сокровенные тайны почти всего петербургского общества. Ее особняк прослыл рассадником сплетен. Ко всему, она увлекалась оккультными науками...
Знаменитый особняк графини, построенный в 1893 г. архитектором В.Е. Патером в стиле, который можно назвать «предмодерн».
Интерьер особняка (наверное дачи) графини М.Э. Клейнмихель. 1914 г. Фото И.А. Оцупа.
Костюмированный бал у графини М.Э.Клейнмихель. 1914 г.
Но особенно прославились балы, которые устраивала графиня. На один из них, в январе 1914 года, Мария Эдуардовна пригласила 300(!) человек.
Слева портрет графини. (С) Бакст Лев Самойлович.
Однако один известный "светский лев" приглашения не получил... это был Павел Владимирович Родзянко, брат председателя Государственной Думы. Графиня опасалась, что в обычном для него полупьяном состоянии несдержанный Родзянко затеет скандал с кем-нибудь из приглашенных.
Павел Владимирович затаил обиду и отомстил Клейнмихель довольно оригинальным способом. Когда началась Первая мировая война, он обзвонил редакции всех петербургских газет и сообщил, что графиня Клейнмихель арестована и повешена за то, что она передала в Берлин "в коробке от шоколада" план мобилизации русской армии. И некоторые газеты сообщение напечатали...
По городу уже ходили слухи, что Мария Эдуардовна держалась на допросе мужественно и смерть приняла достойно, когда столичные обыватели с изумлением увидели графиню Клейнмихель, спокойно появляющуюся в публичных местах.
И тогда Мария Эдуардовна собралась за границу. Она решила поступить хитро и обратилась в ЧК за разрешением ехать лечиться на воды. Затем прошла медицинское обследование и, наконец, была вызвана к самому товарищу Урицкому для получения паспорта. Мария Эдуардовна явилась к председателю Петроградской ЧК 30 августа 1918 года, но принять ее Урицкий не смог, потому что именно в этот день был убит.
Графиню принял один из его помощников, еще совсем молодой человек. Когда чекист узнал, что гражданка Клейнмихель жива, но ей уже 72... и она хочет лечиться, и непременно за границей, то, не смущаясь, заявил, что она и так живет уже лишних два года, и вообще с ее стороны это просто наглость хотеть жить дольше семидесяти.
Впрочем, молодой человек пообещал графине выдать паспорт, если она сообщит, где скрывается Анна Вырубова, бывшая фрейлина императрицы и поклонница Распутина. После визита в ЧК рассудительная Мария Эдуардовна обратилась в шведское посольство, с его помощью получила паспорт и выехала из советской России...
Графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель оставила нам не только несколько прекрасных домов в Петербурге, но и свою книгу мемуаров "Souvenirs d'un Monde englouti" («Из потонувшего мира»). И отдельные главы этой книги (как ни странно) вышли в издательстве «Петроград» в 1923 году...
Инфа и фото (С) разные места интернета