История сожженной Хатыни. Как это было...

Mar 22, 2017 08:00


Вновь иней на деревьях стынет
По синеве, по тишине
Звонят колокола Хатыни…
И этот звон болит во мне.
Андрей Дементьев



В этот день в 1943 году бандеровцы сожгли белорусскую деревню Хатынь вместе с жителями.
Эта карательная операция была проведена за подозрение в оказании жителями деревни помощи партизанам. В ней участвовали «118-й шуцманшафт батальон» сформированный из украинских националистов - бандеровцев и особый батальон СС «Дирлевангер».




149 жителей деревни, половина из которых была дети, согнали в сарай и сожгли. Долгие годы никто не озвучивал миру из кого был сформирован 118-й специальный полицейский батальон.

Этот батальон был сформирован в 1942 году в Киеве преимущественно из украинских националистов, жителей западных областей, которые согласились сотрудничать с оккупантами, прошли спецподготовку в различных школах на территории Германии, надели нацистскую форму и приняли военную присягу на верность Гитлеру.




В Киеве батальон "прославился" тем, что с особой жестокостью уничтожал евреев в Бабьем Яру. Кровавая работа стала лучшей характеристикой для отправки карателей в декабре 1942 года в Белоруссию. Кроме командира-немца, во главе каждого полицейского подразделения стоял "шеф" - немецкий офицер, курировавший деятельность своих подопечных. "Шефом" 118-го полицейского батальона был штурмбанфюрер Эрих Кернер, а "шефом" одной из рот - тот самый гауптман Ганс Вельке.




Во главе батальона формально стоял немецкий офицер Эрих Кернер, которому было 56 лет. Но фактически всеми делами заправлял Григорий Васюра и пользовался безграничным доверием Кернера в проведении карательных операций...

Карательная операция была проведена в ответ на обстрел партизанами автомобильной колонны и гибель трех фашистов, среди которых был Ганс Вёльке, который в 1936 году стал чемпионом Олимпийских игр в толкании ядра и был лично знаком с Гитлером.

Командир взвода карателей Василий Мелешко сразу заподозрил женщин лесорубов в пособничестве партизанам и, вызвав подкрепление из батальона «Дирленвангер», вернулся к месту, где женщины рубили лес; по его приказу 26 женщин были расстреляны, а остальные отправлены в Плещеницы.

Гитлеровцы стали прочёсывать лес в поисках партизан и во второй половине дня 22 марта 1943 года окружили деревню Хатынь. Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте и в леса не ушли.

Под непосредственным руководством Васюры полицейские согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи: так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые случайно оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, поджёг его переводчик-полицейский Лукович.

Деревянный сарай быстро загорелся. Люди стали задыхаться. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. Люди бросились бежать, но их расстреливали из пулемётов.

В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Спастись тогда удалось двум девушкам - Марии Федорович и Юлии Климович, которые чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени. Выдило еще два мальчика, одного из которых своим телом накрыла мама. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский (1887-1973). Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Среди трупов он нашёл своего сына Адама, который был еще жив, но получил ранение в живот и сильно обгорел. Мальчик скончался на руках у отца.

Иосиф Каминский с сыном Адамом послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе, открытом на месте деревни в 1969 году.




В 1986 году военный трибунал в Минске судил бывшего полицая, Василия Мелешко. Обычный по тем временам процесс. Вот как о нём рассказывал белорусский журналист Василий Зданюк: "В то время подобных дел рассматривали десятки. И вдруг немногочисленных журналистов, среди которых был и автор этих строк, попросили за дверь. Процесс объявили закрытым. И все же кое-что просочилось. Поползли слухи - Василий Мелешко один из палачей Хатыни. А вскоре новое известие из-за плотно закрытой двери трибунала: разыскали несколько бывших карателей, в том числе некоего Григория Васюру, душегуба из душегубов..."

Как только стало известно, что в Хатыни зверствовали украинские полицаи, дверь в зал суда плотно закрыли, журналистов удалили.

Первый секретарь ЦК КП Украины Владимир Щербицкий специально обратился в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать информацию об участии украинских полицаев в зверском убийстве мирных жителей белорусской деревни. К просьбе тогда отнеслись с "пониманием"... но все тайное рано или поздно становится явным...




Командир батальона Смовский после войны был активным деятелем эмигрантских организаций, к ответственности не привлекался, умер в Миннеаполисе, США. Командир взвода батальона Василий Мелешко был приговорён к расстрелу; приговор приведён в исполнение в 1975 году.

Редкий ублюдок Васюра по окончании войны в фильтрационном лагере удалось замести свои следы. Только в 1952 году за сотрудничество с оккупантами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. Затем по амнистии Васюра вышел на свободу и вернулся к себе в Черкасскую область.

Работал заместителем директора одного из совхозов на Киевщине, в апреле 1984 был награждён медалью «Ветеран труда», каждый год его поздравляли пионеры с 9 мая. Очень любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста, и даже именовался почётным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени М. И. Калинина - того, что закончил до войны.

Лишь в декабре 1986 г. в Минске состоялся процесс над Григорием Васюрой, которого удалось вычислить КГБ. Во время суда (дело № 104 объёмом в 14 томов) было установлено, что им лично было уничтожено более 360 мирных женщин, стариков, детей. Решением военного трибунала Белорусского военного округа Григорий Васюра признан виновным и приговорен к расстрелу.




В 1970-е годы был разоблачён Степан Сахно, осевший после войны в Куйбышеве и выдававший себя за фронтовика. На состоявшемся судебном процессе он был приговорён к 25 годам лишения свободы.

На 2015 год единственным оставшимся в живых известным членом 118-го батальона был Владимир Катрюк, с 1951 года проживавший в Канаде. В 1999 году Канада лишила его гражданства после того, как вскрылись изобличавшие его в военных преступлениях сведения, но в ноябре 2010 года суд вернул ему канадское гражданство. В мае 2015 года против Владимира Катрюка возбудил уголовное дело Следственный комитет России по статье 357 УК РФ(«Геноцид»), но Канада отказала России в выдаче Катрюка. В том же месяце Катрюк скончался в Канаде.

В 2012 году укроисторик Иван Дерейко нарисовал новую версию событий. якобы в деревню вошли партизаны и там героический укро-бандеровский батальон принял бой, в результате которого белорусы сами себя сжигали в хатах и погибали от пуль партизан, а вот дома в селе сжигали потом фашисты...

Вторая мировая война ● Обзорный пост

Инфа и фото (С) интернет

календарь, трагедия, СССР, ВОВ

Previous post Next post
Up