О доме с вазами, которые оказались лишними

Jan 14, 2017 16:06




На Мойке много интересных шедевров архитектуры.
Примечателен и дом номер 23, построенный в 1915 году выдающимся архитектором Иваном Александровичем Фоминым для миллионера князя Семена Семеновича Абамелек-Лазарева...




Это одна из жемчужин петербургской архитектуры: строгий торжественный парапет над антаблементом, нарядные белые пилястры коринфского ордера.





Отличающиеся по своим размерам оконные проемы на каждом этаже, изящные скульптурные медальоны, балкон второго этажа с кованой ажурной решеткой придавали княжескому особняку достойную солидность.

Дом представляет собой лишь часть большого архитектурного комплекса, занимающего два смежных сквозных участка, протянувшихся от набережной Мойки до Миллионной улицы.

При утверждении проекта между заказчиком и архитектором произошел конфликт. Князь требовал установить наверху, на парапете, шесть ваз, так сказать, в подражание античным образцам.

Архитектор Фомин (справа на фото) возражал: вазы лишние, они элемент чужеродный, "перегрузят" точно продуманный изящный декор фасада.

Но, как известно, клиент всегда прав, опять же, видимо, грузинская кровь князя вскипела и он потребовал выполнить его требование. Фомин был вынужден, "наступив на горло собственной песне", вазы установить...




Увы, но своими прекрасными зданиями на набережной Мойки и Миллионной улице, князь С.С. Абамелек-Лазарев владел недолго.  На фото слева князь С.С. Абамелек-Лазарев.


Князь скоропостижно скончался в 1916 году в возрасте шестидесяти лет, его похоронили на Армянском Смоленском кладбище в Петербурге. Уже через год в России случилась революция и жена князя уехала за границу. А Фомин остался. И стал одним из ведущих советских архитекторов.

Так спор между архитектором и заказчиком решился сам собой: согласно "первоначальному замыслу художника" и по распоряжению Фомина, злополучные вазы со здания были убраны... так дом без них и стоит до сих пор. Надо же было корячиться и вазы убирать...

А мне с вазами понравилось бы больше ))) наверное есть и во мне что-то грузинское и вкус у меня упадочнический, эпохи Керенского...

И еще про князя. В соответствии с его завещанием, его вилла в Италии (после смерти его супруги) должна была перейти в собственность Петербургской Академии художеств. Там предусматривалось открытие специального бесплатного пансиона для русских художников и скульпторов, стажирующихся у итальянских мастеров. Интересно, что до сих пор она обозначается во всех туристских планах Рима как «Вилла Абамелек». Покойный в завещании распорядился не вырубать на участке деревья и кусты, а находящиеся на вилле предметы изобразительного искусства запрещалось изымать и увозить за ее пределы. Но революция смешала все планы.

«Вилла Абамелек» перешла в собственность СССР лишь после окончания Великой Отечественной войны. В ней в те годы расположились дипломаты посольства СССР и резиденция русского посла. Однако, придерживаясь завещания князя, в наше время там останавливаются также российские художники, скульпторы и деятели искусства, обучающиеся в Италии...




Инфа и фото (С) интернет

архитектура, легенды Питера

Previous post Next post
Up