Как Boeing 707 принудили сесть в Карелии

Apr 20, 2016 08:00




С южнокорейскими Боингами у СССР были постоянные проблемы.
Наверное корейских пассажиров американцам было не жалко. Ночью в четверг 20 апреля 1978 года, пассажирский авиалайнер Boeing 707-321B южнокорейской авиакомпании Korean Air Lines (KAL), совершал обычный пассажирский рейс по маршруту Париж (Фланция) - Анкоридж (США, Аляска) - Сеул (Ю. Корея). Но самолет значительно отклонился от курса и оказался над Кольским полуостровом, вклинившись в воздушное пространство СССР, тем самым нарушив границу. Над территорией СССР самолет был перехвачен и атакован советскими истребителями-перехватчиками Су-15, в связи с чем совершил аварийную посадку на замёрзшее озеро Корпиярви. Огнем перехватчика были убиты 2 пассажира: предприниматель из Южной Кореи и турист из Японии... подробнее под КАТ




Boeing 707-321B борт HL7429 выполнял рейс KE902 по маршруту Париж - Сеул с промежуточной посадкой в Анкоридже.

Управлял им экипаж во главе с командиром Ким Чанг Кью (англ. Kim Chang-Kyu, 46 лет) и вторым пилотом Ли Чинг Сином (англ. Lee Ching-Sin). Среди 97 пассажиров было 26 женщин и 5 детей.

Удивительно, но самолет пролетел почти над над Северным полюсом.



Из-за неисправности гироскопического полукомпаса, по второй версии из-за ошибки пилотов (как потом официально объясняла сама авиакомпания Korean Air Lines, экипаж при расчётах использовал неверные значения магнитного склонения) - лайнер начал совершать разворот направо. Выложив огромную плавную дугу, он фактически полетел назад на юг - через Шпицберген в направлении финско-советской границы.

Поскольку нарушитель не отвечал на запросы диспетчерских служб, на перехват с аэродрома «Африканда» был поднят истребитель Су-15 431-го истребительного авиационного полка ПВО (в/ч 26391), пилотируемый капитаном Александром Босовым.




Приблизившись к рейсу 902, Босов покачал крыльями. В ответ на это «Боинг» развернулся и стал уходить в сторону Финляндии. Босов получил приказ уничтожить нарушителя. Согласно западным данным, он несколько минут пытался переубедить начальство, говоря, что самолёт является пассажирским, а не разведчиком.

В 21:42 Су-15 выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя «Боинга», оторвав часть крыла длиной 3-4 м. Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение.

Зафиксированный наземными радарами оторвавшийся кусок крыла был принят за контейнер или крылатую ракету. На его перехват был поднят второй Су-15 265-го истребительного авиаполка ПВО (пилот - старший лейтенант Сергей Слободчиков), выпустивший по фрагменту крыла еще одну ракету.




В 23:05 MSK пострадавший рейс KE902 совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви возле посёлка Лоухи в точке координат 66°02′ с. ш. 33°04′ в. д. (G) (O).




Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой.

Свидетельство следователя КГБ Валерия Десяткова: "Это было нечто нереальное. Глухая карельская тайга, небольшое озеро ещё во льду и огромный лайнер на нём... Пассажиров уже вывезли. Поднялись на борт. На левой стороне самолёта я насчитал не менее ста пробоин. Над каждым сиденьем висели кислородные маски. Весь салон залит кровью. Но не от ран. А от перепада давления. Когда самолёт стал резко снижаться, у пассажиров пошла кровь из носа и из ушей..."

Из числа пассажиров рейса 902 от осколков ракеты погиб один человек, ещё один умер от ранений по дороге в больницу. Тринадцать человек получили несмертельные ранения. Пассажиры были эвакуированы вертолётами в город Кемь и через два дня отпущены; Boeing 727 авиакомпании Pan American доставил их из Мурманска в Хельсинки.

Командир и второй пилот рейса 902 были задержаны в связи с проводимым расследованием в СССР. В ходе следствия оба члена экипажа полностью признали свою вину в нарушении воздушного пространства СССР. Подтвердили они и то, что понимали команды советских истребителей-перехватчиков, но не подчинились. И КВС, и второй пилот обратились с просьбой о помиловании в Президиум Верховного Совета СССР. Учитывая их признания и раскаяние, а также руководствуясь принципами гуманности, было решено ограничиться выдворением пилотов за пределы Советского Союза.




21 апреля на место происшествия прибыла комиссия из Москвы. Согласно одному источнику, ответственный за приказ об уничтожении лайнера не был найден, так как запись переговоров на магнитной ленте оказалась стёрта; по другим данным, ответственность за решение была взята на себя генералом Дмитриевым.

В руки КГБ СССР попали и самолет, и пассажиры, и экипаж, который сделал все необходимые признания в сотрудничестве с американской разведкой.

В руки КГБ попал материал для скандальнейшего судебного процесса, для скандала столетия. Мы могли обличить американцев в самом гнусном преступлении, в готовности пожертвовать невинными людьми ради грязной шпионской операции. Сел самолет по большой удаче просто чудом. Самолет был послан на верную смерть. Однако дело было замято, видимо доказательств было недостаточно.

СССР предъявил Южной Корее счёт на 100 000 $ для покрытия стоимости содержания пассажиров. Самолёт был разобран на части - авиакомпания отказалась от него, чтобы не оплачивать операцию по эвакуации.

Основа инфы (С) Википедия и др. интернет

авиация, история, трагедия

Previous post Next post
Up