Осталась еще пара - с двуручным топором и щитовик. По самой миниатюре чего-то особого сказать не могу - работать было ровно так же приятно, интересно и комфортно, как и с предыдущими тремя. Все еще считаю Медбуривских гномов лучшей альтернативой на Средиземье от мира трехмерных принтеров.
Достаточно долгое время турнирный Властелин Колец был, в сравнении со старшими товарищами, довольно примитивен. Причем концептуальная непроработанность таких мероприятий авторами игры накладывалась еще и на местные особенности. Например ГВ закладывало в правила, что спортивные игры в ЛоТР предполагают наличие у участников двух армий, Света и Тьмы. Причем игрок имеет некий пул очков, скажем 1000, и делит его между этими двумя армиями по своему усмотрению, давая таким образом некие инструменты для хитрых планов. Каждая пара участников турнира должна была играть два боя, обязательно Свет против Тьмы. У нас, естественно, все играли одной армией. Хобби было молодое, новое, дорогое, и требовать от всех покупки моделей на две армии Алегрису (а первые турниры в Москве проходили под их патронажем) видимо не хватило наглости. К сожалению это полностью руинило баланс игры рассчитанный именно на Свет против Тьмы, и хотя судьи обычно старались подбирать пары именно так, игры Свет против Света и Тьма против Тьмы были неизбежны. Кроме пущенного по Шелоб баланса такой подход генерил десятки непонятнок в правилах, так же рассчитанных вполне определенным образом, что еще и накладывалось на общее их незнание. В целом, ситуация была, скажем, специфическая.
Спустя некоторое время, редакции так две, ГВ решило привести турнирный ЛоТР в более удобоваримое состояние, и выпустило отличный томик - "Легионы Средиземья". Базу для любого решившего за каким-то хреном связать свою жизнь с оганизацией мероприятий по этой настолке. Мне очень понравилась книга. Но по ней не играли, продолжая использовать старый регламент. А я хотел турниры как в "Легионах". Ну и в итоге это получился классический случай "хочешь чего-то - сделай это сам". Три года я занимался проведением турниров в Москве, причем на них уже со второго начал ходить оранизатор предыдущих мероприятий, собрал для них специальные ЛоТРовские игровые столы и террейн, и сваливая из хобби с чистой совестью передал это взращенным последователям. Некоторые из них, вроде бы, играют до сих пор, хотя в целом организация турниров перешла в совершенно несвязанные с нашей тогдашней тусовкой руки - людям с больших варгейм каналов ютуба и пабликов в ВК. Форумный Властелин Колец, в рамках которого существовало наше тогдашнее комьюнити, умер вместе с форумами как заметной частью интернета. :)
Но я это все не к тому чтобы похвастаться. Удивительно, но это все еще про гномов в ЛоТРе. На старых турнирах большинство участников предпочитало играть в т.н. "Мясорубку" - сценарий вся суть которого - уничтожить армию противника где-то на 75%. Обычно меньше, поскольку уже с 50%х потерь солдаты начинали разбегаться, и если в ростере не было каких-то хитростей рассчитанных на именно такой случай это можно было считать финалом.
"Легионы" же принесли с собой аж 12 сценариев, из которых прямым рубиловом был только один, а остальные или требовали захвата различных маркеров в различных комбинациях, или имели сложные системы вывода армии на стол, а то и все сразу.
Вот тут гномы всерьез начали проседать как турнирная армия. Не имея подвижных моделей, монстров и кавалерии они банально никуда не успевали. При этом их было сравнительно мало. Если гоблины, имевшие схожие проблемы, во-первых могли заспамить весь стол собой - обычная их армия была где-то в районе 75 моделей, при средней армии гномов в 30, а во-вторых все-таки имевшие в одной из расписок хотя бы эрзац-кавалерию - варгов, то гномы натурально страдали.
К этому моменту ГВ уже наштамповало сильных и интересных юнитов буквально всем, так что и Стражи Казад сильно сдали в актуальности. Отчего кортышки стройными рядами покинули спортивную мету, оставшись уделом редких энтузиастов и любителей именно гномов, а не легких побед. Впрочем, я считаю это пошло абсолютно всем только на пользу.
В процессе дальнейшего развития заложенных в "Легионах..." идей - обособления игровых рас из дихотомии "Свет/Тьма" в полноценные стороны каждая, гномам отсыпали армилистов на практически все более-менее крупные королевства Второй и Третьей эпохи, известные из книг Профессора. С уникальными героями и иногда даже рядовыми. Не могу сказать, что и тех и тех было прям реально много, но на один хороший крепкий играбельный ростер, действительно отличающийся от других гномьих армий, их у каждого листа все-таки хватало. Позже, с выходом на экраны второй трилогии, и с релизом основанных на ней моделей, все стало еще лучше, а у гномов добавилось две полноценных армии, одна из которых, к сожалению, была целиком смоляной - от форжи.
Лично мне больше всего нравился армилист Мории, во многом благодаря вот этим ребятам:
Я почти не видел их на игровых столах, но когда они там таки появлялись - выглядела такая стена щитов невероятно эпично. :)
В разное время гномам выпустили несколько коробок пластика, два вида базовой пехоты, обычную и для "Хоббита", рейнджеров и молотобойцев, а так же кучу героев в смоле. К сожалению две наиболее востребованные коробки - пехота и рейнджеры были выпущены еще со старым подходом к лотровским минькам. Напоминаю - это когда модель отлита одним куском, с чудовищной детализацией и огромными замылеными переходами высот. Отчего смотрелись они во многом посредственно. Новые хоббитские наборы были в этом плане гораздо лучше и качественнее, однако стилистически повторяли весьма, на мой взгляд, спорный визуальный дизайн из Хоббита, полностью просрав атмосферу оригинальной трилогии.
Старые гномы:
Новые гномы:
Нравившиеся же мне оловянные гномы из самых ранних редакций ЛоТРа к этому моменту устарели совершенно безнадежно. И качеством и, особенно, размерами. Как и все варгеймы от ГВ ЛоТР дрейфовал в сторону увеличения размера миниатюр, и вот такие парни...
...своим коллегам от форжи разве что в пупок не дышали...
Собственно, это основная причина, почему я взялся за миниатюры Медбурри, а не раскопал свои запасники с официальными ЛоТР миньками.
В следующий раз - наглядное сравнение размеров, и немного о, собственно, гномах от Медбурри, их видах, и что ими можно играть :)