классы и культура

Dec 22, 2021 11:43

Предыдущий пост закончился на семиклассовой модели БиБиСи и британских учёных (B7), которая пришла на смену традиционной трёхклассовой (B3) проскочив четырёхклассовую (та же B3, но с пристроенным снизу прекариатом - см. ролик в предыдущем посте).

Главное отличие новой модели от старой в том, что она принимает во внимание культурные и социальные аспекты жизни классов. Обоснован ли такой подход - вопрос скорее философский: надо ли подчёркивать внешние стороны или важно смотреть в корень, что является следствием и что причиной, насколько познаваема эта область и т.д. Ответ зависит как от постановки задачи (почему вообще используется классовая стратификация, какие прогнозы следуют из такой модели), так и от текущей ситуации в конкретном обществе (кому это выгодно, какие силы и ресурсы задействованы).

Сразу скажу: на мой взгляд, культурные признаки классов сильно коррелируют с их экономическим положением. Богатые люди ходят в театры и музеи, посещают симфонические концерты - бедные просто не могут себе этого позволить: билет дорого стоит, да ещё и одеться надо соответствующе. Это крайние положения в обществе. Конечно, есть исключения типа школьной учительницы, которая посещает выставки, или миллионера, который слушает шансон и терпеть не может балет. Между крайними позициями находится средний класс, его культурные предпочтения тоже посередине и тоже со всевозможными исключениями.

В модели B7, однако, набор ответов из раздела "культура" влияет на то, в какой класс вы попадаете. Влияние опосредовано: если у вас максимальные показатели в экономическом разделе, то вы всё равно "элита", неважно слушаете вы рэп или классику. А вот если у вас денег немного (но есть своё жильё), то культурные предпочтения отнесут вас либо в new affluent либо в traditional "working class". Сначала помотрим какие вопросы заготовили британские учёные в разделе культура, а потом прикинем на какие классы проектируются какие ответы. (Перевод мой, поправьте если где-то ошибся.)
  • Go to stately homes - Вхожи ли вы в респектабельные дома
  • Go to opera - Посещаете ли оперу
  • Listen to jazz - Слушаете джаз
  • Listen to rock/indie - Слушаете рок-музыку и "альтернативную" музыку, indie (в)
  • Go to gigs - Ходите на фестивали, живые представления, неформальные сейшны, gig (w)
  • Play video games - Играете в видеоигры
  • Watch sports - Смотрите спортивные трансляции
  • Go to the theatre - Посещаете театры
  • Exercise/go to gym - Тренируетесь, посещаете спортзал
  • Use Facebook/Twitter - Используете фейсбук или твиттер
  • Socialise at home - Собиратесь с друзьями дома
  • Go to museums/galleries - Ходите в музеи или галереи
  • Listen to classical music - Слушаете классику
  • Do arts and crafts - Занимаетесь рисованием и поделками
  • Watch dance or ballet - Смотрите танцы или балет
  • Listen to hip-hop/rap - Слушаете хип-хоп или рэп
Из ответов складывается "культурный портрет". Ничто не мешает выбрать и "слушаю классику" и "слушаю рэп". Тем не менее, ответы раскладываются в два подраздела (разные лепестки на диаграммах). Комбинации ответов, как будет видно из типичных диаграмм для разных классов ниже, не являются уникальными. Однако, согласно алгоритму, общая активность и соотношение лепестков раздела "культура" влияют на присвоение класса. А ещё интересно посмотреть типичную картину для каждого из классов.

Выбор вопросов мне представляется весьма ограниченным. Нет вопросов про книги и библиотеки (может все ушли в онлайн, но хотя бы что читают или даже сколько читают). Про фильмы/сериалы тоже нет ничего. И много про чего ещё нет. То есть, срез культурной жизни далеко не полный. Но, видимо, достаточный для того, чтобы вынести вердикт (по мнению британских учёных).

[эксперимент первый. Элита.]


Третья страничка содержит 16 вопросов культурного раздела. Если в экономическом максимум, то можно остальное пропустить - вы уже "элита".



Как пишут, элита обычно посещает музеи и слушает классику (хотя на диаграмме для примера культура и социализация выбраны по минимуму).



А это типичная картинка для элиты. Кроме высоких экономических показателей также активная культурная и социальная жизнь.

Пишут также, что элита общается с людьми самых разных профессий (для других классов встречается характеристика "общаются с людьми своего круга"). Ещё пишут, что к элите относятся выпускники частных школ и университетов. Пишут ещё, что в класс "элита" трудно попасть. Это те, кто наследует привилегии и богатство. В отличие от представителей прекариата, которые наследуют бедность. В целом элита имеет высокие показатели по всем трём аспектам: экономическом, социальном и культурном. Их всего 6%. Средний возраст 57 лет.



Возраст и социальные связи достойны отдельного рассмотрения, сегодня только о культуре. Ещё один эксперимент с цифрами в области "работающего класса". Зададим на первой страничке (там, где экономические показатели) доход 10-25К в год, жильё самое дешёвое (но своё) и сбережения в размере годового дохода. В какой класс нас отнесут? Зависит от ответов на третьей страничке, то есть о "культуре" (вторую страничку пропускаем).

[эксперимент второй. Рабочий класс.]


Набрали ответов в 5-й лепесток: спорт, социальные сети, так называемая emerging (т.е. есть "развивающаяся") культура.



Шестой лепесток собирает ответы о классической музыке и опере. И сразу попадание в другой класс, а заодно и резко меняется средний возраст.



Обобщая по всем классам срез "культура" с подразделами (условно) "классика" и "рэп", получаем такую картину:

рэп=5, классика=5   элита
рэп=5, классика=5-  средний класс
рэп=4, классика=4-  технический средний
рэп=5, классика=3-  преуспевающий рабочий
рэп=3, классика=5   традиционный рабочий
рэп=5, классика=4   вспомогательный рабочий
рэп=4, классика=3-  прекариат

Использована трёхступенчатая шкала 5-4-3 (и промежуточные значения с минусом). Элита и верхний средний класс слушают всё и ходят в спортзал. Техническому среднему классу, похоже, некогда - работает много, немного слушает и рэп и классику (средние значения). Прекариат почти ничего не слушает (значения близки к минимальным). Самая интересная картина в рабочем классе: "вспомогательный" рабочий слушает много (почти как средний класс и больше, чем технический средний). У новых "преуспевающих" рабочих и "традиционных" рабочих предпочтения диаметрально противоположны: максимум рэпа и минимум классики у первых, наоборот - у вторых. Картина, конечно, коррелирует с возрастом, но это отдельный разговор.

культура, информация, образование, политика, творчество, общество, интернет, экономика, моделирование

Previous post Next post
Up