Чайковский и Жанна д'Арк

Aug 27, 2021 12:28

Оказывается, Пётр Ильич имел особое отношение к легендарной французской амазонке XV века. У него были золотые часы с изображением конной статуи воительницы. И он использовал водяной знак с этой же статуей на бумаге для писем и конвертах.


Read more... )

культура, война, инстинкт, творчество

Leave a comment

belbelcanta August 28 2021, 14:55:59 UTC
Ошеломительная опера!

Очень по ней заметно, конечно, что Петр Ильич писал ее "в сильной творческой лихорадке" (как он сам писал к своему брату Модесту).

"Я принялся за "ОД" и ты не можешь себе представить, как это мне трудно досталось.
Т.е. трудность не в отсутствии вдохновения, а, напротив, в слишком сильном напоре оного...
Мною овладело какое-то бешенство; я целые три дня мучился и терзался, что материалу так много, а человеческих сил и времени -так мало!
Мне хотелось в один час сделать все, как это иногда бывает в сновидении..."

По-моему это невероятное творческое горение отразилось и в произведении.
Пламенеющие тексты и музыка.
И при этом проникновенная до интимности (оба невероятных дуэта Иоанны и Лайонеля).

Действительно странно, что в советское время ставили столь "несоветскую" по сути оперу.
(хотя, как ни странно такое было часто в то время).
Но и прекрасно, конечно же - есть замечательная запись того времени с Софьей Преображенской.

Опять же здорово, что Мариинка ее ввела в репертуар недавно.
Вот бы и Большой, в котором она в 90-х шла!
Но об этом не помечтаешь, думаю, недавним премьерным "Мазепой" ограничатся в жанре большой оперы Петра Ильича (хотя, что Мазепу поставили - очень хорошо, конечно).

Reply

panoramov August 28 2021, 16:39:04 UTC
Сюжет революционный, думаю этим объясняется включение в советский репертуар. Тоску, кстати, тоже переименовывали в Жанну.

Пойду искать записи с Преображенской, спасибо. Я эту оперу совсем не знаю, но судя по отрывкам в передаче - там есть что послушать.

Reply

belbelcanta August 28 2021, 17:06:45 UTC
>Сюжет революционный, думаю этим объясняется включение в советский репертуар.

Да, это первое, что приходит в голову.
Если не вдаваться особенно.
И тема борьбы там, безусловно, есть.
То самое, что "буря и натиск".
Но это не ТА борьба.

И в целом всем повезло, что в советское время эта опера жила.

А так-то сама по себе опера много неудобных вопросов поднимает.

О жестокой сущности власти. Безжалостной и вероломной.
О Божественном предназначении.
О предательстве. В широком смысле.
(Король предает Иоанну, Отец предает Иоанну,
Иоанна предает сама себя(((
Такой эмоциональный накал в ее партии!

"Ах зачем за меч воинственный, я свой посох отдала
И тобою дуб таинственный очарована была..."

Вообще каким-то эмоциональным смыслом, темой обреченности
эта опера близка Дону Карлосу.
Там тоже сквозная тема предательства.
И про Божественное предназначение много.

А запись с Преображенской - первая в которой я слушала эту оперу.
Неизгладимое впечатление.

>Тоску, кстати, тоже переименовывали в Жанну.

Тоже довольно неоднозначная опера так-то.
С точки зрения буквально-революционности сюжета.
(как и "Андре Шенье")

Reply

panoramov August 28 2021, 17:18:00 UTC
Марию Стюарт добавлю ))

Reply

belbelcanta August 31 2021, 17:30:21 UTC
Да, я помню, она давно у Вас идет в связке с ДК.

Reply

panoramov August 31 2021, 17:38:17 UTC
А у Вас есть идея, почему оперу Чайковского включали в советский репертуар? Мне кажется, иногда самое правдоподобное решение лежит на поверхности - "Борьба? Включаем"

Reply

belbelcanta August 31 2021, 18:23:41 UTC
Да потому что она такая классная же!

Большая, красивая, разнообразная по музыке, с балетом.

На самом деле я как-то давно уже и не помню где точно наткнулась на довоенный репертуар Кировского театра (20-е 30-е годы прошлого века) - так там голова кругом идет от тех опер, что там шли в то время.
Помимо очевидных вещей, что у всех на слуху (Верди, Россини, Доницетти и др.)
Там и масса классических редкостей из 19-го века была.
И Мейербер был, и Обер, и Берлиоз, и Гендель, и Вагнер (типа Мейстерзингеров даже), Беллини - Пуритане, Гуно разный.
Ну т.е. такое, что и сейчас редко ставят в мире вообще.
Это только из того, что запомнилось.

Опять же есть на русском языке записи советского времени и Серенады Смита из Пертской красавицы Бизе.
И арии на русском языке той же Преображенской из Генделя и много всего неожиданного.
Ну я к тому, что чего только не ставилось/не пелось.

Поэтому и Орлеанская дева в репертуаре не удивляет.

Я вот только навскидку не помню меняли ли ей текст, как в Иоланте советского периода или нет.
Навскидку вроде нет
(в голове во всяком случае только один текст держится, без параллельных вариантов, как в Иоланте).
Но до конца не уверена.

>"Мне кажется, иногда самое правдоподобное решение лежит на поверхности - "Борьба? Включаем"

Это да, она сценически выигрышна весьма, как выше уже писала.
Много ярких персонажей - есть кого спеть и сыграть.
Тема самопожертвования.
Опять же король и его власть там в плохом свете представлен.
Тоже плюс)))
а глубже эти идеи и не распространяли наверное (на суть власти вообще)

Ну а то, что там много про Божественное предназначение, так, наверное это пережитками прошлого считалось.
Типа нормально (как в классической литературе 19-го века).

Ну и что она весьма экстатически-чувственна местами, тоже наверное считалось нормальным.
Без непристойностей же главное))).

В общем - повезло нам я считаю.

Reply

panoramov August 31 2021, 18:47:37 UTC
Вы меня легко убедили - "Она классная!" лежит ещё выше на поверхности.

>Опять же король и его власть там в плохом свете представлен.
Да, это приветствовалось. Даже в детском мультике: "Его Величеству Глупого Короля приснился сон"

>В общем - повезло нам я считаю.
Согласен, нам повезло. Но с другой стороны - всё довольно закономерно. Так и должно было случиться, к этому всё шло. Мы тут недавно вспоминали Петрова-Водкина, его появление в то время и в том месте тоже сегодня выглядит закономерностью.

Reply

belbelcanta August 31 2021, 21:44:00 UTC
>Вы меня легко убедили - "Она классная!" лежит ещё выше на поверхности.

)))))))))
Это немного шутка с моей стороны была.
С, как водится, долей шутки.

Но ведь так и есть во многом.
В этой опере столько искренности, столько эмоциональности и вовлеченности Петра Ильича, что это, мне кажется, не может не откликаться.
Ну помимо более конъюнктурных соображений о ее сценической привлекательности и "актуальности".

Во всяком случае мне так хочется думать.
Что Петр Ильич "достучался".
И не только в российском масштабе.

Поэтому и "повезло".
В смысле повезло, что откликнулось и отозвалось в т.ч. на эмоциональном уровне (наверное) в том, кто принимал решение ставить или нет.
И в тех, кто слушали и формировали популярность (и тем самым некий "спрос" на нее, длительный и стабильный).
Повезло, что все это сложилось именно так.

>Но с другой стороны - всё довольно закономерно. Так и должно было случиться, к этому всё шло. Мы тут недавно вспоминали Петрова-Водкина, его появление в то время и в том месте тоже сегодня выглядит закономерностью.

Наверное.
С одной стороны, если рассуждать рационально - "искусствоведчески", то наверное, да закономерно.
Вы недавно об этом писали, про искусствоведческий подход.
Когда спустя время осмыслены, рационализированы и выделены все причинно-следственные связи, течения и закономерности.

А если задуматься про ТО "время и место".
Как он (Петров-Водкин) сам писал: "Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь…».
Наверное это тоже не отменяет закономерностей.
Но как же тяжело они дались.

Reply

panoramov September 1 2021, 15:39:20 UTC
Вы верно подчеркнули про "трудно и болезненно", но это как мне кажется неотъемлемая часть любого революционно нового направления. Как в жизни, так и в искусстве. Увы.

Возвращаясь к опере - не только к "Орлеанской деве" - ко всем операм в советское время. Заодно и к балету. С одной стороны после революции появилась массовая самодеятельность и в театры пришла новая публика. С другой стороны - масштабные мероприятия (подобно постановкам оперы или балета, с декорациями, оркестром и проч.) вписывались в идеологию коллективизма. При этом удалось сохранить старую школу (типа музыкальной империи Гнесиных, реформированной академии балета), взяв новое направление, а вскоре аккуратно скрестить его с достижениями культуры прошлого. Лозунг "Выбросим Пушкина с парохода современности!" больше не вспоминали.

Прилепин назвал поворот 30-х годов "управляемой реставрацией". https://www.youtube.com/watch?v=lGAtNMyD15Q

Наиболее важные компоненты истории стали снова ценить, хотя и в новом свете. Революция - реставрация - синтез. Закономерно по большому счёту, в статистическом смысле.

Reply

belbelcanta September 1 2021, 18:58:38 UTC
>При этом удалось сохранить старую школу (типа музыкальной империи Гнесиных, реформированной академии балета), взяв новое направление, а вскоре аккуратно скрестить его с достижениями культуры прошлого.
Да, все так. А еще систему Вагановой, русские оперные традиции, да много чего.
Шостакович, Прокофьев, Хачатурян...
Ну и на новый уровень балетной мысли вышли.
"Спартак", "Легенда о любви", "Золотой век", "Кармен-сюита", "Ангара" и др.

>Лозунг "Выбросим Пушкина с парохода современности!" больше не вспоминали.
Одумались! Переосмыслили!
* далеко бы они на том пароходе без Александра Сергеевича уплыли, ага *

Reply

panoramov September 2 2021, 16:03:21 UTC
Верно, вовремя сориентировались. Ведь это требует определённого мужества: не только гнуть свою линию, но и вовремя повернуть. Такое уверенное, можно сказать, королевское чувство правильного. Сегодня нужно одно, а завтра - уже другое. Об этом Макиавелли тоже писал.

>на новый уровень балетной мысли вышли.
Да, подняли на новый уровень. Высочайший. Когда я смотрю "Тени" (а я их могу пересматривать каждый день), у меня возникает ощущение предельной гармонии, абсолютного совершенства.

Уточню самый-самый момент - с 1:30 до 6:30 (до первых аплодисментов). Выход зигзагом.

Reply

belbelcanta September 2 2021, 18:25:06 UTC
>Ведь это требует определённого мужества: не только гнуть свою линию, но и вовремя повернуть. Такое уверенное, можно сказать, королевское чувство правильного.

Какая хорошая характеристика - "королевское чувство правильного"!
В определенный момент перестать "гнуть линию", но остановиться, чтоб линия не сломалась, не прервалась...
Действительно нужен особый вид мужества, вместе с мудростью и волей - мужество вовремя остановиться, признав в некоторых случаях неверность ранее принятых решений (особенно, когда дело касается своих же решений).

>Когда я смотрю "Тени" (а я их могу пересматривать каждый день), у меня возникает ощущение предельной гармонии, абсолютного совершенства.

Да - все так и есть.
Отрешенная и несусветная красота.
Примиряющая и умиротворяющая.
Утешающая и возвышающая.
Действительно этот акт можно медитативно созерцать хоть ежедневно.
Это прекраснейший образчик хореографического переосмысления классики 19-го века силами
(техническими, физическими, сценографическими и др.) уже века 20-го.

Reply

panoramov September 2 2021, 19:23:49 UTC
>особенно, когда дело касается своих же решений

- Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.


Reply


Leave a comment

Up