Оказывается, Пётр Ильич имел особое отношение к легендарной французской амазонке XV века. У него были золотые часы с изображением конной статуи воительницы. И он использовал водяной знак с этой же статуей на бумаге для писем и конвертах.
(
Read more... )
Очень по ней заметно, конечно, что Петр Ильич писал ее "в сильной творческой лихорадке" (как он сам писал к своему брату Модесту).
"Я принялся за "ОД" и ты не можешь себе представить, как это мне трудно досталось.
Т.е. трудность не в отсутствии вдохновения, а, напротив, в слишком сильном напоре оного...
Мною овладело какое-то бешенство; я целые три дня мучился и терзался, что материалу так много, а человеческих сил и времени -так мало!
Мне хотелось в один час сделать все, как это иногда бывает в сновидении..."
По-моему это невероятное творческое горение отразилось и в произведении.
Пламенеющие тексты и музыка.
И при этом проникновенная до интимности (оба невероятных дуэта Иоанны и Лайонеля).
Действительно странно, что в советское время ставили столь "несоветскую" по сути оперу.
(хотя, как ни странно такое было часто в то время).
Но и прекрасно, конечно же - есть замечательная запись того времени с Софьей Преображенской.
Опять же здорово, что Мариинка ее ввела в репертуар недавно.
Вот бы и Большой, в котором она в 90-х шла!
Но об этом не помечтаешь, думаю, недавним премьерным "Мазепой" ограничатся в жанре большой оперы Петра Ильича (хотя, что Мазепу поставили - очень хорошо, конечно).
Reply
Пойду искать записи с Преображенской, спасибо. Я эту оперу совсем не знаю, но судя по отрывкам в передаче - там есть что послушать.
Reply
Да, это первое, что приходит в голову.
Если не вдаваться особенно.
И тема борьбы там, безусловно, есть.
То самое, что "буря и натиск".
Но это не ТА борьба.
И в целом всем повезло, что в советское время эта опера жила.
А так-то сама по себе опера много неудобных вопросов поднимает.
О жестокой сущности власти. Безжалостной и вероломной.
О Божественном предназначении.
О предательстве. В широком смысле.
(Король предает Иоанну, Отец предает Иоанну,
Иоанна предает сама себя(((
Такой эмоциональный накал в ее партии!
"Ах зачем за меч воинственный, я свой посох отдала
И тобою дуб таинственный очарована была..."
Вообще каким-то эмоциональным смыслом, темой обреченности
эта опера близка Дону Карлосу.
Там тоже сквозная тема предательства.
И про Божественное предназначение много.
А запись с Преображенской - первая в которой я слушала эту оперу.
Неизгладимое впечатление.
>Тоску, кстати, тоже переименовывали в Жанну.
Тоже довольно неоднозначная опера так-то.
С точки зрения буквально-революционности сюжета.
(как и "Андре Шенье")
Reply
Reply
Reply
Reply
Большая, красивая, разнообразная по музыке, с балетом.
На самом деле я как-то давно уже и не помню где точно наткнулась на довоенный репертуар Кировского театра (20-е 30-е годы прошлого века) - так там голова кругом идет от тех опер, что там шли в то время.
Помимо очевидных вещей, что у всех на слуху (Верди, Россини, Доницетти и др.)
Там и масса классических редкостей из 19-го века была.
И Мейербер был, и Обер, и Берлиоз, и Гендель, и Вагнер (типа Мейстерзингеров даже), Беллини - Пуритане, Гуно разный.
Ну т.е. такое, что и сейчас редко ставят в мире вообще.
Это только из того, что запомнилось.
Опять же есть на русском языке записи советского времени и Серенады Смита из Пертской красавицы Бизе.
И арии на русском языке той же Преображенской из Генделя и много всего неожиданного.
Ну я к тому, что чего только не ставилось/не пелось.
Поэтому и Орлеанская дева в репертуаре не удивляет.
Я вот только навскидку не помню меняли ли ей текст, как в Иоланте советского периода или нет.
Навскидку вроде нет
(в голове во всяком случае только один текст держится, без параллельных вариантов, как в Иоланте).
Но до конца не уверена.
>"Мне кажется, иногда самое правдоподобное решение лежит на поверхности - "Борьба? Включаем"
Это да, она сценически выигрышна весьма, как выше уже писала.
Много ярких персонажей - есть кого спеть и сыграть.
Тема самопожертвования.
Опять же король и его власть там в плохом свете представлен.
Тоже плюс)))
а глубже эти идеи и не распространяли наверное (на суть власти вообще)
Ну а то, что там много про Божественное предназначение, так, наверное это пережитками прошлого считалось.
Типа нормально (как в классической литературе 19-го века).
Ну и что она весьма экстатически-чувственна местами, тоже наверное считалось нормальным.
Без непристойностей же главное))).
В общем - повезло нам я считаю.
Reply
>Опять же король и его власть там в плохом свете представлен.
Да, это приветствовалось. Даже в детском мультике: "Его Величеству Глупого Короля приснился сон"
>В общем - повезло нам я считаю.
Согласен, нам повезло. Но с другой стороны - всё довольно закономерно. Так и должно было случиться, к этому всё шло. Мы тут недавно вспоминали Петрова-Водкина, его появление в то время и в том месте тоже сегодня выглядит закономерностью.
Reply
)))))))))
Это немного шутка с моей стороны была.
С, как водится, долей шутки.
Но ведь так и есть во многом.
В этой опере столько искренности, столько эмоциональности и вовлеченности Петра Ильича, что это, мне кажется, не может не откликаться.
Ну помимо более конъюнктурных соображений о ее сценической привлекательности и "актуальности".
Во всяком случае мне так хочется думать.
Что Петр Ильич "достучался".
И не только в российском масштабе.
Поэтому и "повезло".
В смысле повезло, что откликнулось и отозвалось в т.ч. на эмоциональном уровне (наверное) в том, кто принимал решение ставить или нет.
И в тех, кто слушали и формировали популярность (и тем самым некий "спрос" на нее, длительный и стабильный).
Повезло, что все это сложилось именно так.
>Но с другой стороны - всё довольно закономерно. Так и должно было случиться, к этому всё шло. Мы тут недавно вспоминали Петрова-Водкина, его появление в то время и в том месте тоже сегодня выглядит закономерностью.
Наверное.
С одной стороны, если рассуждать рационально - "искусствоведчески", то наверное, да закономерно.
Вы недавно об этом писали, про искусствоведческий подход.
Когда спустя время осмыслены, рационализированы и выделены все причинно-следственные связи, течения и закономерности.
А если задуматься про ТО "время и место".
Как он (Петров-Водкин) сам писал: "Очень трудно и болезненно наша Родина находит свой жизненный путь…».
Наверное это тоже не отменяет закономерностей.
Но как же тяжело они дались.
Reply
Возвращаясь к опере - не только к "Орлеанской деве" - ко всем операм в советское время. Заодно и к балету. С одной стороны после революции появилась массовая самодеятельность и в театры пришла новая публика. С другой стороны - масштабные мероприятия (подобно постановкам оперы или балета, с декорациями, оркестром и проч.) вписывались в идеологию коллективизма. При этом удалось сохранить старую школу (типа музыкальной империи Гнесиных, реформированной академии балета), взяв новое направление, а вскоре аккуратно скрестить его с достижениями культуры прошлого. Лозунг "Выбросим Пушкина с парохода современности!" больше не вспоминали.
Прилепин назвал поворот 30-х годов "управляемой реставрацией". https://www.youtube.com/watch?v=lGAtNMyD15Q
Наиболее важные компоненты истории стали снова ценить, хотя и в новом свете. Революция - реставрация - синтез. Закономерно по большому счёту, в статистическом смысле.
Reply
Да, все так. А еще систему Вагановой, русские оперные традиции, да много чего.
Шостакович, Прокофьев, Хачатурян...
Ну и на новый уровень балетной мысли вышли.
"Спартак", "Легенда о любви", "Золотой век", "Кармен-сюита", "Ангара" и др.
>Лозунг "Выбросим Пушкина с парохода современности!" больше не вспоминали.
Одумались! Переосмыслили!
* далеко бы они на том пароходе без Александра Сергеевича уплыли, ага *
Reply
>на новый уровень балетной мысли вышли.
Да, подняли на новый уровень. Высочайший. Когда я смотрю "Тени" (а я их могу пересматривать каждый день), у меня возникает ощущение предельной гармонии, абсолютного совершенства.
Уточню самый-самый момент - с 1:30 до 6:30 (до первых аплодисментов). Выход зигзагом.
Reply
Какая хорошая характеристика - "королевское чувство правильного"!
В определенный момент перестать "гнуть линию", но остановиться, чтоб линия не сломалась, не прервалась...
Действительно нужен особый вид мужества, вместе с мудростью и волей - мужество вовремя остановиться, признав в некоторых случаях неверность ранее принятых решений (особенно, когда дело касается своих же решений).
>Когда я смотрю "Тени" (а я их могу пересматривать каждый день), у меня возникает ощущение предельной гармонии, абсолютного совершенства.
Да - все так и есть.
Отрешенная и несусветная красота.
Примиряющая и умиротворяющая.
Утешающая и возвышающая.
Действительно этот акт можно медитативно созерцать хоть ежедневно.
Это прекраснейший образчик хореографического переосмысления классики 19-го века силами
(техническими, физическими, сценографическими и др.) уже века 20-го.
Reply
- Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
Reply
Leave a comment