образование

Mar 06, 2013 20:20

В начале было слово. В началах школьного образования письменное слово. Чтение и письмо - основной блок предметов начальной школы. Еще есть счет, из которого впоследствии вырастут математика, геометрия, алгебра, физика. Но пока лишь два блока. Причём "письменность" оказывает влияние на "арифметику": умение читать задание и записать ответ в тетрадку важны для успехов по математике. Обратной связи не наблюдается: способности к математике не улучшают навыки чтения и письма.


Можно проследить как зарождаются способности, отметив тягу ребёнка к рисованию, подвижным играм, музыке еще до школы. В принципе, кое-что ребенок получает в генах, но также немалое влияние оказывает окружающая среда: если в доме звучит музыка, если прогулки на улице сопровождаются рассказами о деревьях, людях, машинах, если в доме есть кошка или собака. За точку отсчета можно взять момент, когда ребенок идет в первый класс. К этому времени получено неформальное дошкольное образование, которое сглаживает или усиливает разницу между детьми. Дальше начинается формальное образование, которое в конце-концов приводит к определенному роду занятий во взрослый период жизни.



На схеме пунктирным прямоугольником выделен блок средней школы. Схема промежуточная, ряд шагов класс-за-классом пропущен, высшее образование пока не включено. Но цветовая кодировка та же: математика сохраняет оттенки зеленого, чтение/письмо обозначены синим.

[еще несколько схем]
Теперь по порядку, начиная с дошкольного образования:



Ребенок осваивает мир, играя. Так он готовится к ключевому блоку письменной речи. На эту тему есть замечательная книга Масару Ибука "После трех уже поздно" ("Kindergarten is Too Late"). Многое зависит от взрослых, насколько умело они помогают детям сделать первые шаги в освоении информации. Тут уж как повезёт. Далее по жизни ребенок сам учится, учится учиться, слушать и не слушать учителей, выбирать учителей и быть выбранным. Человечество накопило огромные объемы сведений. Чтобы превратиться в полезную информацию, они должны быть структурированы и упорядочены. Каждый проделывает эту работу сам для себя. Быстренько пробегая по залежам сведений, развиваясь. Подобно тому как "онтогенез в целом повторяет филогенез".


В начальной школе помимо тесно связанных блоков письмо-счет-природоведение есть художественное творчество и физкультура, стоящие несколько особняком от центральной троицы. Формально, учебник природоведения появляется позже, но учитель начальных классов фрагментами уже знакомит детей с окружающей средой (во время внеклассных мероприятий, а также в виде сведений о природе во время чтения текстов - отвечает на вопросы, если встретилось что-то непонятное).


В средней школе нужно пройти много разных предметов, но все они так или иначе вырастают из начальной школы. Скажем, литература и русский язык опираются на чтение, а на литературу опирается история. Тут же рядом иностранный язык, который тянет и культуру других стран. От математики через логику к компьютерам, которые сегодня занимают особое место как усилитель умственной деятельности. Важно лишь подать на вход усилителя не ноль. Иностранный, прежде всего английский, влияет и на освоение компьютера. А биология влияет на Гражданскую Оборону (как бы это не называлось), так как война связана с убийством живых существ. Кому не хватает школьных предметов, находят себя в музыкальных школах и спортивных секциях.

Как же проложить путь в лабиринте предметов к взрослым занятиям, таким как политика или медицина? Среднее образование универсально, но рано или поздно приходится делать выбор.


Путь лежит через специализацию, даваемую высшим и специальным образованием. Чтобы сориентироваться, нужно посмотреть как связаны между собой различные сферы деятельности взрослого мира.



Это не всё, продолжение следует. Высшее образование совсем не затронуто пока. Схемы лишь первое приближение формализации образования. В целом, важно каким образом навести порядок: сохранить лучшее, убрать плохое.

образование, тактика

Previous post Next post
Up