Свадебная ваза. Непонятый фильм-метафора

Aug 12, 2021 19:00

"Свадебная ваза" - это один из самых странных, экзистенциальных, отвратительных, метафоричных и прекрасных фильмов, которые я видел. Если бы он был чуть известнее, он стал бы нарицательным, как обозначение для самого дикого и непонятного кино, наполненного мерзостями. Но для широкой известности фильм оказался слишком сложным, а может - просто неинтересным.



Этот фильм сняли в Бельгии в 1974-м году, и до сих пор он не дает покоя кинолюбителям. Что довольно странно, на мой взгляд. Разные источники называют это кино ужасами, драмой, бездарностью и даже эротической философией. Но ничем из перечисленного "Свадебная ваза" не является. Этот фильм - метафора, и он более чем на половину соткан из сцен-символов. Попробую разобрать сие творение сцену за сценой.

Для начала приведу описания из массовых источников:

Кинопоиск: Сумасшедший фермер бегает по ферме голый и насилует свинью. Иногда он часами смотрит, как совокупляются куры, катает по ферме колесо и просто радуется жизни. Когда свинья родила от фермера поросят, он начинает ревновать их отцовской ревностью к матери и в конце концов вешает всех. После этого показывает мертвых поросят свинье и убивает её, а потом закапывает себя в землю вместе с возлюбленной.

Вики: Одинокий, страдающий психическим расстройством фермер живёт в окружении домашних птиц и свиньи. Фермер вступает со свиньёй в половую связь, в результате которой свинья рожает от него поросят. Фермер пытается наделить поросят чертами людей. Разочаровавшись в попытках сделать из поросят людей, фермер убивает их. Свинья, обнаружив, что поросята мертвы, с горя убегает с фермы и падает в яму, где тонет в грязи.

Фермер, найдя свинью, вытаскивает её из ямы и пытается похоронить себя вместе с ней. Когда это не удаётся, он решает, что его жизнь тоже закончилась, и пытается уничтожить все важные вещи своей жизни. Позже фермер пробует есть собственные кал и мочу, но это не приносит ему удовлетворения.

Очень характерно, что кинопоиск всё переврал, и именно это ложное описание гуляет в сети. Фермер не убивал сам ни поросят, ни свинью. Описание в Википедии получше, но тоже вводит в заблуждение, потому что представляет знаковые моменты как просто какую-то дичь. Вот почему описания, рецензии и отзывы лучше не читать. Я обычно не читаю, например. Это большая редкость, когда кто-то пишет по-настоящему стоящие вещи про сложные фильмы. И порой это даже не развернутые статьи, а небольшие комменты.

Так случилось у меня со "Свадебной вазой": прочитав описание на Кинопоиске, я подумал, что это какой-то бред, и отложил фильм подальше. А потом случайно наткнулся на чей-то комментарий. На редкость умный человек сказал: банки - это то, чем человек наполняет свою душу. Опираясь на это, я посмотрел фильм, и поразился его символичности, которая просто бросается в глаза.

+ + + + +

Итак. О чем фильм "Свадебная ваза": это история о человеке. Не о конкретном фермере, а о человеке вообще, о его душе. Человек родился, живет, выстраивает свой мир, как умеет, наполняет свою жизнь, чем придется, делает как принято или как подсмотрел у других. Он пытается следовать природе, и в то же время хочет изменить жизнь, обустроить, подняться выше. Но не всё идет по плану. Иногда Человек не справляется, в его жизни что-то рушится, и он хаотично пытается собрать свою жизнь из осколков. В какой-то момент он понимает, что работу надо проводить не с внешним миром, а с собственным содержанием. Человек рефлексирует и переосмысливает, что и позволяет ему возвыситься над болотом.

+ + + + +

Некоторые моменты настолько очевидны, что я не понимаю, как можно не заметить аллегорий. Не могу сказать, что понял всё абсолютно, и не знаю, как бы я воспринял фильм, если бы не увидел комментарий про банки. Ко многим кадрам и к концовке фильма у меня остались вопросы и сомнения, но это скорее хорошо. Подозреваю, для того "Свадебная ваза" и делалась, чтобы вызывать вопросы, и создавать ощущение, а не прямолинейную историю. И еще есть сложности, связанные с культурными особенностями. Например, я не уверен, какое значение в бельгийской культуре имеет крапива. Но в любом случае многие сцены почти режут глаз своей метафоричностью.

Думаю, многие не смогли воспринять и обдумать образы фильм по двум причинам:

1. Цивилизация приучила массы мыслить в категориях толпы, семьи, пары. Поэтому первым делом зритель обратил внимание, что у мужика нет пары, а "значит" он, бедняжка, якобы трахается со свиньей от безысходности. Это искажение мешает объективному восприятию образов;
2. Обыватель так озабочен интимными вопросами, что перевозбудился при виде голой задницы и совокупления с животным, и не смог вернуть кровь обратно к мозгу.

Посмотрим "Свадебную вазу" по сценам, без ханжества, но с учетом символики:

1. Первые сцены показывают, как Человек выпускает двух голубей-ангелов.



На фоне - хор, вызывающий ассоциации с церковью и пасторалью. Из чердака, откуда Человек выпускает голубей, торчит дерево. Древо познания добра и зла? Или дерево, которое корнями в земле, а ветвями - в небесах? Голуби - это в любом случае символ жизни и мира. Это могут быть как ангелы-души, которые выпустили в мир (то есть рожденные дети), так и те голуби, что принесли Ною оливковую ветвь, возвещая о перерождении земли. Так или иначе, это появление новой жизни, нового духа. Один из голубей садится на крышу явно фаллической формы, да еще с флюгером, указывающим на все стороны света.

2. Человек кормит и ласкает свинью, трогает её соски, - символ жизни, плодородия, вскармливания. Человек ведет свинью за собой, причем идет как сеятель, разбрасывая семя вокруг себя, а свинья-мать идет следом за ним. Потом они идут в поле, и пашут землю. Зарождение, становление, взращивание жизни. В кадре мы снова видим башню-фаллос, возвышающуюся над вспаханной землей.

3. Игра в прятки. Человек слеп и ощупывает мир вокруг себя, а к нему сбегаются птицы, каждой твари по паре. Человек нащупывает свинью и слепо идет за ней. Свинья обычно означает пороки, следование за простыми телесными наслаждениями.

4. Человек готовит себе пищу, - небрежно, с выражением неприязни, так же небрежно засовывает в банку обрезки. Он наполняет свою жизнь и душу, но грубо, без разбора, хватая всё подряд. Когда он ставит банку на полку, видно, что во многих банках молоко, - начало жизни. Дальше Человек звонит в колокол, возвещая прохождение этапа. Он истово крестится и поглощает то, что приготовил, возможно в надежде, что эта пища станет пищей духовной. Потом испражняется, с трудом, в муках извергая из себя то, что Человек создал, переваривая мир и опыт. Птицы удивлены, а свинья испражняется прямо на ходу, для неё этот процесс простой и легкий, но она и не выбирает, не раздумывает, что поглотить, не задерживает в себе. Результаты испражнений Человека тоже оказываются в банке на полке.

5. Человек наблюдает, как петухи топчут кур, и тоже приступает к размножению и ухаживанию за своей парой. Ставит еще одну банку на полку своего жизненного опыта, пока свинья продолжает копаться в грязи, не поднимая головы к небу.

6. Свинья бьет в колокол, возвещая новый этап. Скоро будет потомство, новая жизнь. Пока у свиньи схватки, Человек катает колесо: цикличность или колесо сансары, как вам угодно. И бегает он конечно под башней-фаллосом.



Рождаются поросята. Отдельно отмечу, что режиссер реально снял настоящее рождение. Кинопоиск уверяет, что и другие сцены, включая поедание фекалий и совокупление со свиньей, были настоящими. (Триер задумался.) Рождение новой жизни: Человек пускает воздушного змея в виде голубя - это душа, которая парит в небесах, но всё же привязана к земле. Музыка как бы намекает на высокое и прекрасное.

7. Поросята сосут молоко, растут, а Человек сплетает свой треугольник-одежду, свой мир или план. Плетет тщательно, сосредоточенно, так что даже с носа капает. Потом он несет корзину - свивает свое гнездышко, создает свой мирок. Причем наверху, поближе к ветру и небу. Пытается упорядочить поросят-новую жизнь, учит их чему-то, делает из них человеков. Ничего не выходит. Они сбегают и не слушаются, сбрасывают белые одежки, хотят вести себя как свиньи, копаться в грязи. Как бы человек ни старался, мир неподвластен ему. Банки падают и бьются, всё рушится, душа наполняется осколками. Колокол, новый этап.

8. Поросята не слушаются, всё рушат. Один поросенок гибнет. Человек моется, повторяет движения омовения лица, словно хочет что-то с себя смыть, снять, переродиться, избавиться? Спит один в корзине-мирке. Все три поросенка мертвы, они висят, тяготея к земле, а не к небу. Человек стаскивает мусор в кучу, смотрит на свинью с чувством вины. Он не справился, не смог сделать из поросят людей. Свинья с горя утопилась в яме с отходами.

9. Человек вытаскивает свинью из ямы с помощью лестницы, к которой привязаны птицы. Птицы черные и белые, как ангелы и бесы, а лестница - это символ перехода. Свинья движется по лестнице, но не вверх, а вниз, в яму. Человек закапывается в яме со свиньей, с теми низменными животными желаниями, что его туда привели; тут ползают черви - символ разложения, смерти, уничтожения. Дальше два кадра:



Нельзя не увидеть, что это символы органов деторождения. Человек переродился в земле, вышел из неё голым в мир, но уже без свиньи-низменности.

10. Человек пробует повторить как обычно: испражняет пережитый опыт, складывает поросят в банки-душу, потом стоит возле полок со своими накоплениями, рассматривает. Тащит вазу, в которую гадил, туда, где складировал опыт, и начинает собирать крапиву.

Начинается переосмысление и рефлексирование: посмотрев на то, что он собрал, создал, накопил, Человек понял, что это ни к чему не привело. Он просто следовал природе и ел всё подряд, и что? Пришло время переработать, обдумать, а это непросто: крапива жжется. Человек варит крапиву, выбрасывает весь тот хлам, что накопил в душе, и начинает изучать самого себя, своё нутро. Да, переваривая и поедая свои фекалии. Теперь он сидит в вазе без страданий, извергаясь легко и умиротворенно. В конце концов его тошнит водой. Человек слаб, словно в нём ничего не осталось, он всё переварил.

Тогда он ставит лестницу-переход в яму с отходами, возвышаясь над земной грязью, произрастая из этой грязи, вешается на верхней перекладине, и взлетает в небо, на фоне башни-фаллоса.

Фаллос, если что, - это символ не секса, а именно жизни, природной энергии, плодородия.

+ + + + +

Запросто можно увидеть в "Свадебной вазе" историю рода человеческого. Он появился среди животных, и живет так же просто: ест всё подряд, совокупляется. Но в отличие от животных, человек накапливает свой опыт и знания, и пытается что-то менять, пытается выстроить порядок из хаоса. Это сложно, многое рушится, но когда человек обращается к работе не над миром, а над собой, он наконец-то поднимается по эволюционной лестнице, взращивает свой дух, становится ближе к богу, но всё равно остается привязан к грешной земле своим фаллосом.

+ + + + +

Концовку некоторые зрители связывают с сатанизмом. Типа до смерти поросят человек наполнял себя дарами земли, а потом стал наполнять себя только дерьмом, что привело к саморазрушению. На антихристианство тут вроде намекает последний кадр, где мужчина висит в воздухе вверх ногами. В такую трактовку сложно поверить. Беда в том, что все эти перевернутые кресты и черные мессы не являются настоящим служением сатане, но были придуманы как способ отринуть христианство, отказаться от гнета Церкви. Примерно как ребенок делает назло маме, чтобы показать, что ему не нравится её ежечасный контроль. Да и потом, Сатану проще и логичнее было бы показать через появление козла, хотя бы в виде рогов. Но ничего подобного я в фильме не узрел. Здесь только птицы и свинья. Хотя когда героя рвало водой, это можно интерпретировать как выход чистой души из тела. Можно, но не хочется. На чисто интуитивном уровне не вяжется у меня "Свадебная ваза" с сатанизмом, во всяком случае в том смысле, как его обычно представляет обыватель. Хотя, надо учитывать еще и время создания фильма. Лавеевский сатанизм тогда был популярен, как и другие течения.

+ + + + +

Есть еще вариант, что повешение - это раскаяние, а поедание своих фекалий - это период, когда человек живет со всем тем дерьмом, которое он натворил в жизни. Вроде как всю жизнь грешил, предавался плотским желаниям, потом не справился с последствиями своих грехов, стал мучиться, есть себя поедом и давиться собственным дерьмом, и в конце концов не выдержал мук совести и повесился, но поскольку повешение было актом раскаяния, то он поднялся к небу. В эту трактовку не укладывается момент перерождения в земле, кроме того, процесс поедания фекалий очевидно показан как некая работа, методичная и целенаправленная. То есть человек не просто живет со своим дерьмом, и не мучается им, а именно перерабатывает, изменяет. Это никак не муки совести, и не грязь. Тем более, что в процессе он облачается в белоснежную рубашку.

+ + + + +

Еще тут можно включить феминистический подход и возмутиться: Зено представил мужчину человеком, а женщину - свиньей, которая роется в грязи, гадит под себя, и ест у мужчины с рук. А в сложной ситуации женщина не выдерживает и кончает с собой, но мужчина переживает потерю и перерождается.

+ + + + +

В общем, любой каприз за ваши деньги, в смысле - любое толкование на ваше усмотрение, при желании. Почему нет? Насколько я знаю, режиссер не дал четких ответов на вопросы о фильме,так что зритель вправе фантазировать. Главное - не останавливать свое мышление на примитивном линейном восприятии и ханжестве.

Ну и напоследок должен сказать, что я не воспринимаю "Свадебную вазу" как полноценное кино, которое создано для зрителя. Такие работы существуют главным образом для самого кинематографа, это фильм-исследование, фильм, который нужен для прощупывания границ и изучения возможностей, фильм, который может дать вдохновение или пищу для интерпретаций тем, кто этого ищет. "Свадебная ваза" - это скорее книга с изречениями, учебник по философии. Такое кино тоже нужно, но в небольших количествах, и не надо ставить его в один ряд с обычным зрительским кинематографом. Ну и конечно, к просмотру не советую, если только вы не ищите идеи и метафоры для своего творчества.

Свадебная ваза - Vase de noces - 1974

Страна: Бельгия
Режиссер:Тьерри Зено
Актер: Доминик Гарни

Про кино, Аллегория, Старое кино, Европа, Что курил автор, Артхаус и авторское кино

Previous post Next post
Up