Я соблазнила Энди Уорхола - Factory Girl - 2006

Jul 27, 2021 15:12

Я думаю, оригинальное название, "Фабричная девушка", гораздо лучше отражает суть этого фильма. "Фабрика" - это не завод, а название клуба, где правит бал Энди Уорхол. Здесь собирается богемная тусовка - молодые люди, которые занимаются поп-артом (или делают вид, что занимаются им), или просто весело проводят время, не будучи обремененными работой или семьей (да и интеллектом тоже). Фабрика - это своего рода чистилище, а может уже и один из кругов ада. Фабрика - это испытание. Ты станешь здесь или бесом, или грешником, которого бесы варят в своих котлах. Или ты, или тебя, третьего не дано.



Фильм "Factory Girl" рассказывает про Иди Сэджвик. Эта юная художница, скучающая дочь богатых родителей, приезжает в Нью-Йорк в поисках новых впечатлений. Здесь она знакомится с Энди Уорхолом, и это меняет её жизнь. Вот только неясно: виновен ли в этих изменениях сам Уорхол, или Иди Сджвик и без него бы справилась с саморазрушением.

Да и дело вовсе не в Иди Сэджвик или Энди Уорхоле как таковых, - ведь фильм именно о Фабрике, об этом мире богемной тусовки, о его блеске и нищете. За вывеской искусства здесь скрывается ложь и надуманность, за легкостью и радостью - наркотики, за дружеской улыбкой - волчий оскал. Кто здесь прав, а кто виноват? Энди, который, кажется, стремится сломать, подчинить себе людей, сделать их своими игрушками? Его приятели, которые этому потакают? Эти девушки, которые позволяют собой играть? Все здесь скованы одной цепью, все здесь бегают по кругу, примеряя на себя роль то демона, то его жертвы.

Этот фильм очень печален, циничен и жесток. Этот фильм не оставляет возможности для однозначного ответа. Энди Уорхол - несчастный человек, страдающий внешним уродством и внутренним психическим расстройством, и свою боль он вымещает на окружающих. Иди, богатенькая девочка с непростым детством, сама с радостью прыгает в омут, да еще и делает это напоказ. И к ним обоим испытываешь одновременно жалость и презрение. Жалость - потому что видно, что им пришлось нелегко. Презрение - потому что у каждого из них была возможность выбраться наверх, стать счастливыми, но они сами этого не захотели.

На первый взгляд кажется, что суть фильма примерно такова: Энди встречает Иди, влюбляется, но не как рыцарь, а как избалованный ребенок, - он просто хочет заполучить игрушку, хочет, чтобы Иди принадлежала ему. Но когда Иди показала, что не станет его личной собственностью, он её сломал. Но после второго просмотра я увидел двойное дно этого фильма: оба эти героя постоянно играют друг с другом в кошки-мышки, меняясь ролями. Помните, как в детстве: если тебя поймали - теперь тебе догонять. Такова Фабричная, богемная девушка, - она не может просто жить, её надо быть или на вершине, или в омуте. Ей надо блистать если не богатством, то нищетой, но блистать! И это её выбор, черт возьми!



Вот, к примеру, сцена в ресторане. Энди здесь на вором плане, Иди же старательно выставляет себя напоказ, кичится своей современностью, свободой и деньгами. В этой сцене она подавляет Уорхола, она пытается сделать его своей игрушкой, своей собственностью, а не наоборот. Потом была сцена с наркотиками, где Энди смотрит на Иди с укором: он против этого, но она хочет падать всё ниже. Конечно, можно сказать, мол, Иди умерла от наркотиков, наркоманкой она стала в Фабрике, а туда её привел Энди. Но Энди-то не сидит на наркотиках так плотно, как Иди!

Кажется, Энди и Иди - два полюса богемы, две противоположные, но неотъемлемые части этого псевдовысокого мира. Иди - пустышка. Яркая, громкая, запоминающаяся, но пустышка! На её устах - ровно то же, что у неё в голове. Кто она, что она? Училась на художницу, но не рисует. Хотела стать моделью, но не стала. Считает себя актрисой, но не снимается в фильмах. Показывает гибкость своего красивого молодого тела, но не танцует. Зато её называют суперзвездой, её узнают на улицах, вокруг неё собираются люди. Да, собираются. Так же, как вокруг новогодней елки, которую потом выбрасывают. И, как и новогодняя елка, Иди блистает пластмассовой мишурой и фальшивыми стеклянными свечами.

Энди, в отличие от Иди, не терял контроля на протяжении всего фильма. Он вёл свою игру, словно серый кардинал, - всегда тихий, спокойный, с непроницаемым лицом. Тёмные стекла хранят его душу. Что творится в его душе, каковы его истинные эмоции, цели, мысли? Мы этого не знаем. Он даже делает вид, что считает себя второстепенной ролью, называя суперзвездой не себя, а эту девушку. Именно так поступают грамотные манипуляторы. Всё это время он проверял её. Наблюдал, прощупывал, рисовал, как свою картину. Может, Иди была для него лишь материалом, глиной, из которой скульптор лепит любые формы, какие ему вздумается?

Да, Иди ждала печальная судьба, но в этом была и её вина. Она, словно глина, легла аморфной массой на верстак Фабрики, ожидая, чтобы из неё что-то вылепили. Её никто не неволил, но она лишь плыла по течению, и презрительно отталкивала тех, кто пытался её остановить. Она хотела упасть с обрыва вместе с водопадом, и возможно, если бы Энди не отдалился от неё, она увлекла бы в пропасть и его. Такова фабричная девушка.

Личности, Хорошее кино, 2006, Драма

Previous post Next post
Up