Маленькое красное платье (2018) Эпоха потребления

Jan 26, 2020 09:57


Очередной артхаус для масс, свидетельствующий о том, что основная зрительская аудитория изрядно устала от крепких орешков и человеко-членистоногих, но еще не готова к более глубокому кину. Фильм "Маленькое красное платье" очень красивый и стильный, с правильными идеями, но очень поверхностный. И еще прокатчики зря поменяли название, ведь суть тут не в платье, а в Фабрике, которая поработила общество.

Сюжет рассказывает про красное платье, которое очень привлекает покупателей, но приносит им беду. Кажется, платье - нечто большее, чем просто красивая тряпка. У этой вещи есть и своя аура, и свои стремления, которые реализуются через покупателя.



"Маленькое красное платье" - это не настоящий артхаус, а новый тип эксплуатационного кина для массового зрителя. Для тех, кто хочет показать себя эстетом, не напрягая извилины и не отдаляясь от толпы. Режиссер Питер Стриклэнд ранее прославился уродливым и претенциозным проектом "Бербериан". Новый фильм можно назвать большим шагом вперед. С глубиной по-прежнему беда, но это хотя бы приятно смотреть.

"Маленькое красное платье" с сильной натяжкой можно отнести к антологиям, ведь тут рассказаны истории разных людей, и покупателей, и продавцов. Каждый, кто имеет дело с этим платьем, расплачивается очень высокой ценой. Все становятся рабами шмотки. Образы и посылы в фильме просты и понятны каждому, поэтому массовый зритель остался доволен. Некоторые моменты вызывают параноидальное ощущение дежавю, где-то я всё это уже видел:

- красное платье, как символ неуёмного потребительства, погони за яркостью. Красный - цвет страсти, и он же стал символом и распродаж, и вожделения, и смерти-крови;

- неудачное свидание с глупыми разговорами;

- картинка, где люди молятся божеству-заднице;

- манекены - люди без души;

- разница в стилях: обычная жизнь показана в спокойных и даже серых тонах, магазин наполнен красками и сюрреализмом. Идея понятна, разделить настоящий мир и фантазии потребления, но из-за разрыва стилей происходит такой же разрыв восприятия.

Смысл понятен: это попытка обличить и высмеять мир потребления, в котором человек ради вещи готов на всё, а сами вещи решают, как общество отнесётся к человеку. Хочешь понравиться - купи дорогую тряпку. Не можешь купить такое - неудачник. Ничего нового. В "Маленьком красном платье" идеи поданы прямолинейно и вторично, так что сильно бьет по лбу. Это не плохо, просто не ждите каких-то откровений и сложностей.

Правильное название фильма, In Fabric, можно перевести как "В фабричном изделии", "В материи". Идея в том, что человек погружается в материю, созданную миром моды и потребительства, как погружается например в океан, тонет в ней. Человек в платье - не просто носит это платье, но находится внутри одежды.

Главное, ради чего стоит смотреть "Маленькое красное платье" - это стиль. "Потребительская" часть фильма очень хорошо сделана. Сочные цвета, стилизация под 50-е. Визуальное пиршество.







Беда в том, что стиль не контактирует с героями и их историями. Если убрать красивые сцены из супермаркета, все эти сюрреалистичные и гротескные кадры, то для сюжета ничего не изменится. Герои живут отдельно, магазин - отдельно, словно впихнули два разных проекта на одной пленке. Мир супермаркета - чистый сюрреализм, но мир героев - обычная, даже типовая работа, в шаблонной форме высмеивающая худшие моменты нашей жизни.

Вместо того, чтобы глубоко раскрыть конфликт маркетинга и потребительства, Стриклэнд напихал в сюжет всего понемногу: грызню баб, неадекватных начальников, корпоративную этику, неудачные браки. Всё правильно и красиво, но слишком киношно. Режиссер старается выслужиться перед зрителем, поэтому фильм лишен искренности и изобилует популизмом.



п.с. Читайте, что ли, "Пролетая над Гнездом Кукушки". "Большой, забери меня отсюда" - помните? Нет, мало кто помнит. Там очень мощный образ мира-фабрики, но мало кто его заметил. Не ленитесь, прочтите, обратите внимание на сон про фабрику: в этом сне фабрика по производству ткани словно вытягивает нити прямо из работницы.

Маленькое красное платье / In Fabric (2018)

Страна: Великобритания
Режиссер: Питер Стриклэнд (Студия звукозаписи "Берберян")
Актеры: Сидсе Бабетт Кнудсен, Марианн Жан-Батист, Джулиан Бэррэтт, Стив Орам, Джейганн Айех

Британское кино, Хорошее кино, Красивое кино, 2018, Артхаус и авторское кино, Антология, Цивилизация

Previous post Next post
Up