Коко-ди Коко-да (2019) Изуродованный фольклор

Jan 03, 2020 10:04

Сказочка про Голого Короля в действии. Сразу после выхода на экраны этот фильм вызвал огромный ажиотаж как среди кинокритиков, так и у массового зрителя. Прошло пару лет, и никто об этом не вспоминает. И правильно: "Кокоди" - это кино претенциозное, но уродливое.

Коко-ди - это драма с элементами хоррора. Сюжет рассказывает про семейную трагедию: пара потеряла дочь, из-за чего отношения мужа с женой сошли на нет. В попытке вернуть былую любовь они отправляются на отдых, но не в отель для влюбленных, а в глухой лес. Здесь на безутешных родителей нападают злые циркачи.



Вы увидите вот что:

Семейная пара с дочкой едят устриц. Видимо, устрицы были плохие, так что жена чуть не умерла, а дочка совсем умерла. Через два года муж с женой, изрядно охладевшие друг другу, за каким-то чертом едут отдыхать, хотя очевидно, что отпуск их отношения не спасет. Тем не менее они ставят палатку в лесу и изображают отдых на природе, с трудом сдерживая неприязнь друг к другу. Но там к ним приходят какие-то три циркача с двумя собаками, и убивают и мужа, и жену. После этого муж и жена оказываются снова живы, всё происходящее было словно сном, они снова оказываются в палатке, но их снова убивают. День Сурка в самом унылом исполнении, что я встречал.

Идея сюжета понятна: муж и жена подсознательно винят друг друга в смерти дочери, они забыли, что обещали "и в горе и в радости", поэтому бегают по замкнутому кругу из обиды и боли. У них не только нет семейных отношений, они вообще разучились нормально жить и радоваться мелочам. Чтобы разорвать круг страданий, скорбящие родители должны действовать, как настоящие супруги, выразить поддержку и доверие друг другу. Это скучная плоская тема, ничего нового, ничего особенного.

Проблема фильма Ко-ко-ди не в сюжете, а в исполнении. Всё происходящее снято максимально тупо и уродливо.

Первое: расхождение в стилях съемки. Начало снято в цвете, но основное действие фильма происходит в сумраке леса, в болотных тонах. Цель понятна: раньше жили ярко, а теперь блуждают в потемках. Но такой подход разрывает ткань повествования, фильм делится на две несвязанные половины.

Второе: все герои уродливы, и этой уродливостью режиссер тычет зрителю в лицо. Уродливы сами муж и жена, да и их дочка, если честно, не вызывала симпатии. Трое циркачей тоже отличаются нарочито-отталкивающей внешностью и мимикой. Еще в начале в фильме появляются два юродивых (на скрине вверху), которые подчеркивают убогость фильма и так и кричат: выключите это, пока ваши глаза не начали кровоточить!

Ракурсы, динамика и все остальные детали тоже реализованы так, что вызывают отвращение, вплоть до тошноты. Это очень странно. Даже откровенно мерзотные фильмы типа "Дурной биологии" или "Человеческой многоножки" не были сняты с такой степенью уродства, они не пытались быть визуализацией ногтя, скребущего по стеклу! Нет и не может быть никакого оправдания тому, что Ко-ко-ди оставляет такое отталкивающее, тошнотворное впечатление. Кино - это визуальное искусство, и даже омерзительные образы тут должны быть эстетичны.

Третье: совершенно неуместные, быдляцкие отсылки к интиму. Собака циркачей вылизывает женщине промежность, а главный циркач старательно тыкает пальцем в член мужчины. Я могу предположить, что это указание на органы деторождения, но подобная реализация - это удел или извращенцев, или дебилов с уровнем мышления детсадовских детей.

Четвертое: на всем своё протяжении Ко-ко-ди наполнен затянутыми бессмысленными сценами, в которых нет ни зрелища, ни смысла. Например, когда женщина просто смотрит в окно две минуты. Просто молча сидит и смотрит вникуда! Это невероятно утомляет. И если вы считаете, что подобная затянутость имеет какой-то философский смысл, то посмотрите общепризнанные шедевры кинематографа, такие как "Догвилль" или "Бойцовский клуб". Ни один уважающий режиссер не станет тратить время зрителей на сцены, в которых нет вообще ничего.





Что касается безумных циркачей в фильме, какой в них смысл. Вероятно, это отсылка к мифологии, каким-то сказкам или принятым на севере Европы образам. И вполне возможно, что эти образы и мифы мудрые и глубокие, да только мне плевать. Я не хочу ничего знать о них, потому что фильм, в котором эти образы использованы, вызывает только скуку и рвотный рефлекс.

Только идиоты используют в современном кинематографе местную мифологию, не приводя в сюжете объяснений. Все нормальные люди давно поняли, что мир большой и разный, набор образов и знаний в каждой культуре свой, и если вы хотите, чтобы вас поняли в другой стране - будьте любезны адаптировать легенды, или впихните в фильм хотя бы минимальное их раскрытие. Даже проходные ужастики относятся к зрителю с большим уважением, чем псевдо-артхаусная драма "Кокоди, кокода".

Отдельно позабавило, как зрители критики тщатся найти заумное объяснение уродливости Ко-ко-ди. Отзывы о нём - это пиршество глупости и лицемерия. Уродливость и безыскусную операторскую работу называют "бергмановским мотивом", а потерю ребенка считают отсылкой к "Антихристу". По отзывам к "Кокоди, кокода" хорошо виден истинный уровень зрителя: ни у Бергмана, ни у Триера они не видят глубины, замечая лишь отдельные использованные приемы, и думают, что в них-то и есть вся соль. Тьфу на вас. Вот почему я предпочитаю ужастики - они честнее, чем вся эта псевдо-артхаусная шушера для обывателя.

Поверьте мне: "Кокоди, кокода" - это уродливый, претенциозный и бесталанный проект, в котором нет ничего интересного - ни идеи, ни эмоций, ни мудрости. Этот фильм - как платье Голого Короля. Ища в затянутом уродстве глубокий смысл и гештальт-терапию, оправдывая бездарность режиссера выдуманной философией, вы уподобляетесь тем холопам, которые скорее поверят в существование невидимого платья, чем усомнятся в словах придворных наглецов.

Положительные отзывы на Кокоди были обусловлены двумя причинами: во-первых, этот фильм был представлен на фестивале, во-вторых, он не подходит под привычные шаблоны. Будучи недостаточно смелыми, чтобы честно сказать "фильм - кал", боясь показаться идиотами, которые не рубят фишку, критики принялись наперебой хвалить этот кусок дерьма. А может быть, им просто заплатили. Схема-то проста и известна: если ты сразу напишешь, что фильм - дерьмо, твой отзыв читать не будут. А официальные критики живут тем, что продают свои буковки.

Ну и специально для Алихана Исрапилова, кинокритика, который любит по поводу и без впихивать названия известных фильмов. Запомни, дорогой: "Коко-ди" - фильм про то, как мать и отец переживают смерть дочери. "Антихрист" - фильм про то, что матери не всегда любят своих детей, и что мать может быть жестока, как антихрист. И если ты не понимаешь таких простых вещей, то пиши лучше про футбол или бои без правил.

Коко-ди Коко-да / Koko-di Koko-da (2019)

Страна: Швеция, Дания
Режиссер: Йоханнес Нюхольм
Актеры: Ильва Галлон, Лейф Эдлунд Йоханссон, Петер Белли, Катарина Якобсон, Морад Балу Хачадорян

Тяжелая атмосфера, Цикличность, Аллегория, 2019, Швеция, Переоцененное, Европа, Дания, Артхаус и авторское кино

Previous post Next post
Up