АИУ-9: Лагерь "Рэдвуд" (2019) Слэшеры 80-х

Oct 15, 2019 17:21

Американская История Ужасов-2019 рассказывает про убийства в летнем лагере. Это полновесный сезон в лучших традициях сериала - стильно и всеобъемлюще. В основу девятого сезона положены классические слэшеры 80-х: детский лагерь у озера, маньяк, потоки крови и отличная музыка. Любители слэшеров, вам сюда!



Сюжет: Рэдвуд - детский лагерь под Лос-Анджелесом. В 1970-м там произошла кровавая резня, выжила только вожатая Маргарет. В 1984-м она купила этот лагерь и снова его открывает. Пятеро студентов едут туда в качестве вожатых. Но маньяк, который устроил резню в 1970, мистер Перезвон, сбежал из психушки, а одну из девушек преследует другой убийца - сатанист Сталкер.

Сериал полностью стилизован под 80-е - не только одеждой и музыкой, но даже качеством съемки. В сюжет вплетены события и имена той эпохи, придавая происходящему аутентичности. Всё это позволяет погрузиться в атмосферу слэшеров 80-х: именно тогда жанр сформировался, расцвел и закрепился. У меня просто сердце плачет от умиления, когда я смотрю этот сезон. Тем более, что в концовке так и сказано: "80-е будут всегда жить тут".

Проработана не только стилистика 80-х, но и каноны жанра. Пятеро героев, каждый со своими тараканами, страшное прошлое, директриса, повернутая на религии, классические повариха и физкультурник... Я готов расцеловать режиссеров и сценаристов за все эти знакомые и любимые образы из слешеров. Помимо образов, соблюдается и юмор, и отличная динамика, и даже типичные для слэшеров приколы с убеганием от маньяка, когда жертвы разбегаются в разные стороны, и их выпиливают о одному.

Сюжет не ограничивается одним только лагерем. За короткие 9 серий раскрывается многослойная история нескольких персонажей, включая известного маньяка Ричарда Рамиреса по прозвищу "Ночной Сталкер". Здесь есть и насмешка над сектантской религиозностью 80-х, и отсылка к развитию психиатрии, и даже ностальгия по VHS. Всё это окутано фееричным шоу, смесью пародийности, жестокости и ярких красок. Нет сомнений, что "Лагерь Рэдвуд" вознес слэшеры на новый уровень.

Лучшая фраза сезона:

"Знаешь, чем хорош бог? На него можно свалить необъяснимое, но также его именем можно оправдать любые поступки, даже самые ужасные! Чтобы стать свободным и поступать как захочется, нужны бог и травма."

Касаемо сезона "Рэдвуд" я хочу отметить две особенности.

1. Проработка деталей

Детали покажу на примере одной линии сюжета. В начале сезона по пути в лагерь ребята подобрали хиппи. Они привезли его в лагерь, но директриса его не узнала, никак на него не отреагировала. Почему? Смотрите: обе сцены, когда директриса находится рядом с хиппи, голова парня закрыта от директрисы. Она видит только туловище. Вроде мелочь, но такая проработка сцен показывает мастерство режиссера и продуманность сценария.Именно на таких мелочь сыпятся неопытные киношники.





Или вот маленькая сцена, на которую зритель почти не обратил внимания: Монтана с физруком в озере. Монтан видит машину, пугается, но никому ничего не говорит. Позже мы узнаем, почему она так отреагировала.

Да и многие другие моменты сериала выполнены очень интересно, с деталями, с любовью. Там нет ни одной лишней или проходной сцены. Развесистая киноклюква и высокий профессионализм - великолепное сочетание, любители слэшеров должны остаться довольны.

2. Глум над киноклюквой

Пока ценители жанра восхищались Рэдвудом, массовый зритель пребывал в шоке, не уловив сарказма. Из-за это на АИУ полился шквал критики, которую я сейчас разберу.

Критика: "адреналин не колют в сердце!"

1. Адреналин в сердце колют, хоть и крайне редко;
2. В фильме это делали далеко не медики, они просто делали что-то наугад, по принципу "хуже всё равно не будет".;
3. Укол адреналина в сердце - всеми любимая киноклюква, канон жанра, яркая сцена, прославленная еще "Криминальным чтивом". Впрочем, не удивлюсь, если многие недокритики "Криминального чтива" не видели.

Критика: "Невозможно не моргнуть, когда тебе срезают ухо."

Во-первых, никогда нельзя сбрасывать со счетов состояние аффекта. Во-вторых, Маргарет сама рассказала, что в этот момент её душа вроде как вышла из тела, и смотрела на происходящее со стороны. Еще один красивый типовой ход, согласно которому человек не ощущает в этот момент того, что происходит с его телом. Впрочем, этот ход в ужасах обычно не используют, но он отлично подходит, чтобы подчеркнуть фанатичность верующего. В-третьих: это тоже киноклюква, когда кто-то притворяется мертвым.

Критика: "Надо быть Халком, чтобы проткнуть кухонным ножом две головы".
1. Было очевидно, что первые головы протыкались не через кость. Гопники всегда так сильно злятся и так старательно ищут подвох, что слепнут и глохнут. Если бы они не бесились, а спокойно смотрели, то заметили бы, что нож прошел через шею и рот.
2. Третья голова была проткнута в глазницу;
3. В состоянии аффекта человек, да еще и психически больной, способен на нереальные вещи. Почитайте хотя бы рассказы, как матери в критических ситуациях становятся суперменами, спасая детей;
4. Сцены протыкания голов были выполнены демонстративно нереально и глупо, потому что это - очередная каноническая киноклюква. Я не устану повторять: этот сезон - сборник киноклюквы. Критиковать режиссера за то, что он хорошо выполнил свою работу и сильно простебал каноны - идиотизм. Без протыкания головы слэшер не был бы полноценным. По идеальным канонам нож должен быть воткнут прямо в купол, перпендикулярно, с одного удара. В слэшерах свои законы!

Критика: "Попробуй вырой яму за пару часов, и откуда взялись колья?!"
1. Если в фильме не сказано, что в багажнике лежат колья, это еще не значит, что их там нет. В кино например обычно не показывают, как актеры какают. Но мы же знаем, что они это делают;
2. Нет никаких данных, что на производство ловушки было потрачено всего несколько часов. Новости об открытии лагеря появились сильно раньше. Возможно, для подготовки у убийцы было больше двух недель;
3. Яма могла быть выкопана для строительства нового домика или для свалки, а убийца только натыкал кольев;
4. Только кретины критикуют девятый сезон за киноклюкву, а вот такие зрелищные, но дебильные ловушки - это киноклюква, без которой слешеры невозможны. Недаром герои там еще и Рэмбо вспомнили и Вьетнам - всё это тоже часть киноклюквы с ловушками. Известно, что их ставят либо охотники, либо бывшие вояки, которые прошли Вьетнам.

Я очень благодарен режиссерам за эти ловушки. Они выполнены так гротескно, что Лагерь Рэдвуд можно любить уже за одну эту ровную квадратную яму, непомерно толстую сеть или смехотворно большое бревно. Не понимаю, как можно критиковать эти ловушки, как можно не увидеть в них стеба над клюквой и особого шарма! Да еще и слова Риты: "Я знала, что ты побежишь налево! А, впрочем, с другой стороны я тоже ловушек наделала". Разве это не божественно? Разве это не бальзам на душу истинного любителя жанра?

Что еще зрители могут критиковать в девятом сезоне? Ну например в слэшерах часто критикуют поведение героев: они всегда разбегаются кто куда, часто норовят сами забежать в тупик. Это недоразумение, которое необходимо для связки сюжета. Все к этому так привыкли, что уже почти не замечают и даже с любовью обыгрывают, как в "Хижине в лесу". Но остались еще зрители, которые не знакомы с этой клюковкой. Они могут кричать: "фу, там же куча мужиков, почему они не прибили маньяка всей толпой!" Так вот, режиссеры АИУ быстро и четко объяснили, что нельзя нарушать каноны жанра. Они дали физкультурнику шанс напасть на Перезвона, и что из этого вышло, все видели.

Еще момент: казалось бы, зачем убивать повариху? Может, она бы выжила? Но вы всё правильно поняли - это тоже одно из правил жанра. Кто-то должен умереть пафосно, а в идеале - чтобы его избавили от мучений друзья. Чтобы потом этот друг-избавитель выглядел героем, который готов сделать тяжелый, но правильный выбор.

Ну, вроде всё. Осталось только указать на один настоящий ляп, который не вписывается в этот клюквенный джем. Когда Перезвон сбежал, докторша нашла у него в камере газету. По идее она должна была отправить в лагерь наряд полиции, но вместо этого поехала туда в одиночестве и без оружия. При желании отсутствие полиции можно объяснить тем, что проходит Олимпиада и все полицейские заняты.

Городские легенды:

Сезон "Рэдвуд" порадовал не только поклонников слэшера, но и любителей городских легенд. В сезоне собрано несколько из них, например, классика жанра - убийца, который прятался на заднем сиденье. Именно с такой сцены начинается фильм " Городские легенды".





Напоследок немного информации. Это не очень важно, но возможно кому-то будет интересно:

"А кто такой Чарльз Китинг?"

Чарльз Китинг был пилотом, пловцом и успешным инвестором в сфере недвижимости. С конца 1950-х в течение 1970-х он был ярым анти-порнографическим активистом.

В 1984 году Китинг приобрел Lincoln Savings and Loans, консервативный ипотечный банк в Калифорнии. С переходом под контроль Китинга банк стал проводить более рискованные операции, не предупреждая об этом клиентов. Бизнес потерпел крах в 1989 году, и Китинга обвинили в мошенничестве, приговорив его к 4,5 годам лишения свободы. Китинга назвали кошмаром Уолл-Стрит. Он был единственным, кого обвинили во всех грехах рухнувшего рынка недвижимости и ссудо-сберегательных компаний. Этот кризис и Китинг по сути - одно и тоже.

Он умер в 2014 году, в возрасте 90 лет.

Во всем виноваты порнография и потребительское отношение к женщинам, - так сказал Тед Банди.

Теодор Роберт (Тед) Банди (24.11.1946 - 24.01.1989) - американский серийный убийца, насильник, похититель людей и некрофил, действовавший в 1970-е годы. Его жертвами становились молодые девушки и девочки. Точное число его жертв неизвестно. Незадолго до своей казни он признался в 30 убийствах в период между 1974 и 1978 годом, однако настоящее количество его жертв может быть гораздо больше (более 100 человек).

Перезвон сказал: "Я виню во всем кукурузный сироп". Это тоже не просто так. С некоторых пор во многие продукты в США добавляется кукурузный сироп: он сладкий и дешевый. Но многие сочли, что это плохо. Сторонники теорий заговоров считают, что кукурузный сироп делают людей глупыми и послушными. Эта тема была использована в одном из сезонов сериала "Сверхъестественное": там кукурузным сиропом некие демонические сущности откармливали людей, чтобы те превращались в жирный послушный скот.

Ричард Рамирес "Ночной Сталкер" - (29.02.1960 - 7.06.2013) такой маньяк действительно существовал, убил 13 человек, и у него правда был брат, который служил во Вьетнаме.

Лагерь "Рэдвуд" / Camp Redwood (2019)

Страна: США
Режиссеры: Гвинет Хердер-Пэйтон, Мэри Вигмор, Лони Перистер, Лиз Фридлендер, Джон Дж. Грэй, Дженнифер Чэмберс Линч, Брэдли Букер
Актеры: Эмма Робертс (Брук), Билли Лурд (Монтана), Зак Вилла (Ричард), Лесли Гроссман (Маргарет, директриса), Гас Кенуорти (чет), Джон Кэрролл Линч (Перезвон), Тодд Стэшвик (Блэйк), Анджелика Росс (псевдо-Рита), Коди Ферн (Ксавье), ДеРон Хортон (Рэй), Мэттью Моррисон (Тревор), Тара Карсиан (Берти)

Напоследок стоит признаться, что 9-й сезон АИУ не безупречен. Планировалось 10 серий, но сделали 9, слепив одну серию из двух. Это сказалось на качестве, но по мелочи. Всё равно развязка очень радует.

Хорошее кино, АИУ, 2019, Мета-кино/пост-кино, Сериалы, Слэшер

Previous post Next post
Up