Jun 27, 2024 19:47
Странным ощущением отзывается этот фильм сейчас, спустя столько лет. И кажется уже, что не вампиров это, а про страну. Про тот период, впсыхнувший и сгоревший. Про деревни, где мертвых больше, чем живых, про безнадегу и рабское принятие зла. Пришел покойник с кладбища? Ну ничего, это же отец, надо уважить.
Удивиетльный фильм, - не столько происходящим, сколько атмосферой этой, столько точно передающей привкус рубежа 80-х90-х.
И вот это чувство, что ты вроде из деревни уехал, но никуда ты не денешься от неё
И что истинную, исркеннюю веру прячут, уже сами не знают почему, просто раньше страху натерпелись на поколения вперед
То урожай на покойников, то неурожай...- задумчиво скажет мужик, везущий в лодке Игоря сквозь туман по реке. И зритель сразу поймет, что это Харон, перевозящий души в царство теней, в царство мертвых. Будто в другой жизни останутся для столичного фотокорреспондента, отправившегося по заданию редакции на странный остров, и сутолока московских улиц, и нескончаемая вереница дел и делишек.
Вера, превратившаяся в суррогат, измельчавшая совесть, выветрившаяся из сердца необходимость соблюдать вечные заповеди - все это делает Игоря уязвимым перед лицом неведомой опасности. Опасность эта не имеет здравого материалистического объяснения - это ожившие мертвецы, упыри, вурдалаки, превращающие в себе подобных каждого, кто попадается им «на зуб». И не знает москвич, еще неделю назад очень уверенный в себе, куда спрятаться, как уберечься от этой напасти.
Вряд ли думал граф Алексей Константинович Толстой, сочиняя на французском в 1823 году страшные рассказы, что эти его юношеские опусы так привлекут далеких потомков.
Конечно, соревноваться с наводнившими наши экраны зарубежными фильмами ужасов трудно. Настолько там иной раз все изобретательно сделано, что и специалисты поражаются «их» мастерству вгонять публику в холодный пот. Однако режиссер Игорь Шавлак со своими единомышленниками и не стремился запугать зрителей до полусмерти: страхи на экране были для него не самоцелью, а поводом для размышлений о сути современного человека. (ц)