Кровопийцы (2021) Артхаус, который заслужили зумеры

Jan 23, 2022 18:27

Эта комедия была представлена на Берлинарии, и вошла в программу Московского кинофестиваля. Некоторые критики уверяют, что Кровопийцы - кино с глубоким смыслом, раскрывающее острый социальный конфликт между богатыми и бедными. За расшифровкой названия далеко ходить не надо: кровопийцами тут представлены владельцы заводов и прочие капиталисты, которые питаются трудом простых рабочих, словно вампиры - кровью. Аналогия взята из "Капитала" Маркса. Да и весь фильм "Кровопийцы" - своеобразное переложение этой книги, замешанное на событиях после революции 17-го года.



Действие фильма происходит (якобы) в 1928-м. В центре внимания - богатая девушка, владелица завода по выпуску мазей. Они мнит себя современной, высокодуховной и травматичной особой, и старается следовать веяниям времени. Например, отказалась от слуг, наняв вместо них одного персонального ассистента.

Эта девушка встречает необычного человека - беженца из пост-революционной России. Это актер Лёвушка, который игра Троцкого в кино, и впал из-за этого в немилость властей. Перчинку всему происходящему придают суеверия: рабочие уверяют, что в их местах завелся вампир.

Фильм не про Лёвушку и вампиршу, в общем-то, а про отношения капиталистов и рабочих. Всё происходящее призвано выявить и заклеймить угнетение рабочих богачами. Заметно, что сюжет писался под отдельные марксистские высказывания, потому получился рваным и бессмысленным. Это просто набор сцен с очень слабой связкой, у "Кровопийц" нет стержня и развития, как следствие - нет и апогея и вау-эффекта.

Я не буду ходить вокруг да около, и скажу прямо: фильм - дерьмо. Это становится ясно за первые десять минут просмотра. Первое, что бросается в глаза, это затянутые сцены. Мужик стоит на берегу безо всякого движения, и эта сцена длится около минуты. Уже после этого можно выключать фильм, потому что хорошие режиссеры так не делают.



Такими замедленными картинами бездари часто пытаются создать впечатление чего-то умного и философского. Именно пытаются, и именно впечатление. Потому что ничего философского или просто хоть сколько-то осмысленного во всей это улиточности нету.

Второе, что вы заметите: несоответствие времени и деталей. Дело происходит в 1928-м по сюжету, но в кадре то и дело появляются современные костюмы, мотоцикл, газировка, и многое другое. Режиссер пытается выставить это за особый креативный приём, тычет зрителю в лицо пластиковыми стаканчиками. Нет сомнений, что голые короли с радостью найдут глубокий смысл этой смеси. Например, прямую связь между прошлым и настоящим, мол, как раньше рабочих угнетали, так и сейчас. Кто-то даже считает, что если на столе в 1928-м стоит банка колы, то это сюрреализм.



По правде, эти современные детали в фильме о прошлом - дешевка и безвкусица. Если вы хотите вырвать историю из временных рамок, то надо создать полностью фантастический сюрреалистичный мир, с гротеском и театром абсурда. Но режиссеру не хватило ресурсов (в том числе интеллектуальных), ни на достоверный антураж прошлого, ни на сюрреализм, и он пошёл простым путем, который так любят зумеры: "а давайте скажем, что это не ляп, а креатив". Хомячки хавают, так почему бы нет.

"Кровопийц" невозможно вырвать из времени еще и потому, что фильм пестрит упоминаниями исторических фактов: картина с красным конем, миф о том, что Сталин лично вырезал кадры с Троцким из фильма, и т.д. Эти факты не имеют никакого значения для смысла фильма, и только уводят повествование в сторону. Становится уже непонятно, что хотел сказать автор: то ли он хотел обличить капиталистов, то ли намеревался постебаться над коммунистами.

Думаю, истинной целью режиссера были не капиталисты с коммунистами. Он сделал это фильм только чтобы покрасоваться. Он напихал туда все эпохи и сцены не ради смысла и сюжета, а чтобы показать: смотрите, какой я умный, как много я знаю! Выпендреж всегда заканчивается плохо. Эта солянка из всего что попалось под руку превратилась в кашу с гнилостным душком. Смешение деталей разных эпох создают ощущение вранья, а нагромождение фактов и сцен запутывают и не позволяют вычленить основное направление.

Попытка сатирического переложения марксизма "Кровопийцам" тоже не удалась, по той же причине - слишком много всего, и всё бессвязно. Идеи поданы не в развитии, а отдельными сценами: то богатая тетушка рассуждает о конкуренции между слугами, то деваха осуждает бедных за их приземленность. Причем бедняки тут выставлены настоящими шутами, а богатые - картонными персонажами. Отдельно бросилась в глаза кафкианская поверхностная критика бюрократии и продажности, как еще одно подтверждение, что автор сам не понял, что хотел сказать. Всё очень слабо и поверхностно, и всё в духе нынешнего зумерства.

Это всё уже было, и это всё очень скучно, потому что сделано на подростковом уровне. Например, поражает топорная прямолинейность главного персонажа. Богатая деваха, которая пьет кровь из своего слуги, при этом размышляя о том, как нехорошо выглядит империалистический капитализм. Вы этим хотели меня удивить?

Вы правда думаете, что если дамочка с рабовладельческими замашками пытается выдать себя за духовно одаренную особу, - это что-то новое, интересное и умное? Я это вижу в реальности каждый день, потому что среди зумеров таких примерно половина. Точно такая же безответственность, пустота, такие же бесцельные шатания и жалкие попытки привлечь к себе внимание. Зачем мне смотреть в кино ровно то же, что я вижу в жизни? Где здесь глубина, смысл и пища для размышлений?

Это может быть интересным, если подано ярко и сильно. Но в фильме блёклое буквально всё. Блёклый видеоряд, блёклые герои. Шуток нет, хотя кино позиционируется как комедия. Я не нашел в "Кровопийцах" ни одного места, где можно было бы посмеяться. Только отвратительная клоунада в паре сцен. Сюжет как бы есть, но он просматривается очень слабо за нагромождением отдельных элементов. Суеверия рабочих почти не выражены, о них больше сказано в описании, чем показано в фильме. Отсутствует цельность и целенаправленность. Кое-как сшитые между собой лоскуты - это снова очень по-зумерски.

Мой итоговый отзыв о "Кровопийцах" будет прост: это не артхаус, и даже не драма. Это пустое позерство людей, лишенных таланта, вкуса и мозгов. Режиссер надергал чужих идей, сцен и предметов, и смешал их кое-как в одном котле, не привнеся ничего интересного.

Если вы склоны к пафосу или апофении, можете поискать в "Кровопийцах" не только глубокие смыслы, но и отсылки к великим творениям кинематографа прошлого. Вот только это не тонкие отсылки, а грубое детское подражание, прямое копирование без понимания и переработки. Да и желания в них разбираться не возникает, потому что "Кровопийцы" - скучный фильм.

Германия умеет снимать отличное кино, но как только немцы связываются с русскими, получается какая-то фигня.

Кровопийцы  - Blutsauger - 2021

Страна: Германия
Режиссер: Юлиан Радльмайер
Актеры: Александр Коберидзе, Лилит Штангенберг, Александр Хербст, Хуан Фелипе Амайя, Margarita Amineva, Майкл Бауте

2021, Германия, Европа, Переоцененное, Артхаус и авторское кино

Previous post Next post
Up