Закончился очередной сезон АИУ. В начале этот сезон пообещал очень сладкую историю, потом подбросил зрителя на пик закрученного сюжета и обещал поймать вовремя, но уронил, и сам рухнул с грохотом. А потом еще и разделился на две части, как заправский псих или инопланетный уродец.
Да, дорогие мои, умойтесь слезми: десятый, юбилейный сезон АИУ получился ужасным, потому что он состоит из двух историй, никак не связанных между собой. Абсолютно разные темы и стили. Но черт бы с ними, с темами: обе истории еще и сделаны кое-как.
Первая история восхитила меня до дрожи. Ну, пока не вышла 6-я серия. Сюжет такой каноничный и ламповый, что я был готов пустить слезу от умиления в первой сцене, когда писатель с женой и дочерью ехал в новый дом в маленьком городке Провинстауне. В одной этой короткой сцене было всё: и семейные трудности, и дохлые животные на обочине, и новые надежды. Прямо ух! И конечно же, им достался самый мрачный и жуткий дом. И городок этот весь какой-то странный. В общем, в начале это была самая настоящая АИУ, то есть переработка канона и сюжета, но с огромным к ним уважением.
Интересно, почему кошек жалко больше, чем енотов? (ц)
Стиль этой серии - серый, пропитанный тоской и безнадегой провинции. В других фильмах мне такой серый стиль не по нраву, он выглядит дешево. Но АИУ сумел вдохнуть в серость новую жизнь и истинный смысл: это унылость и безнадега умирающей провинции, живущей за счет летних отдыхающих. Городские и успешные приезжают сюда на лишь пару месяцев, чтобы отдохнуть от настоящей жизни и окунуться в тлен для разнообразия. Кто-то из зрителей видит в этом всепоглощающем тлене дешевку, и я не вправе с этим спорить. Почему нет? Ведь и сам сезон основан да дешевых изьеденых клише про вампиров,наркоманов и прочих маргиналов, кому не повезло в жизни. Их жизнь ничего не стоит, и вполне логично снимать её дешево, не так ли?
И потом, легко понять, что эта дешевая серость - обманка. Уже в первой серии видно, что режиссер не промах. Обратите внимание на сцену, где семья сидит дома и пытается работать: >у всех ничего не получается. Тревожность и гнетущая атмосфера подчеркиваются и стуком метронома, который словно отмеривает жизнь, и музыкой, и кадрами с лисой, которая пытается выжить в этих серых песках. Такое не купишь за деньги, чтобы так тонко соединить детали, нужен талант и опыт.
Кстати, именно о таланте эта история и рассказывает. Писатель (точнее автор сценариев) едет в Провинстаун в надежде найти здесь вдохновение и выполнить заказ. Но вдохновение всё не приходит, зато появляются два демона-искусителя в лице наших любимых актеров, и предлагают: или пан, или пропал. Или ты станешь гением, или превратишься в палого духа, вечно голодного, злого, ненасытного и безработного.
Сериал играет на конфликте жажды величия и обывательской серости обычных людей. Талантливых людей мало, великих - еще меньше, но великие смотрят на обычных людей с презрением. Извечная моральная дилемма: если человек - не просто ничтожество, но и преступник, который ворует и убивает, то разве же это аморально, убить его, чтобы создать прекрасное произведение? Звучит заманчиво, но именно с таких рассуждений и начался фашизм. Проблема в том, что убивая или мучая человека, даже самого низкого человека, ты сам становишься таким же, как он, и значит ты сам после этого заслуживаешь мучения и смерти, даже если до этого ты был хорошим. И тем не менее, творческим людям нужны силы других для вдохновения, тут ничего не поделать.
В то же время серые обыватели, обделенные природой по части таланта, могут сойти с ума от своей бездарности. Они так стараются, хотят и мечтают, ведь мама в детстве им твердила, что они самые-самые, и их ждет необычная жизнь. Но жизнь всё идет, а необычность не приходит. Осознав свою бездарность, они сходят с ума и проникаются лютой ненавистью ко всему миру, потому что этот мир не позволит им осуществить их мечты. Нет ничего более трагичного, жалкого и печального, чем видеть как человек без таланта пытается чего-то добиться (ц)
Конечно, в этой истории не обошлось и без проблем: заметны и провисания в паре мест, и несовпадения дат и фактов. Но всё равно, это прекрасная история, чудесные задумки. И конечно, шикарный подарок зрителям - Маколей Калкин собственной персоной, да еще в столь подходящей ему роли:
Но дойдя до самой высокой и пронзительной ноты, эта история просто оборвалась, уродливо, растрепанно, глупо. Так что мои восторги быстро сменились разочарованием.
Сюжет этой истории скорее всего является очередной аллюзией на Алана Уэйка. Этот писатель два года страдал от отсутствия вдохновения, и поехал в провинциальный городов последней надежде найти свой талант. Но вместо этого теряет жену и начинает расследование.
То есть, конечно, Алан Уэйк не существует на самом деле. Это культовый персонаж из игры, созданной еще в 2010-м финской компанией Remedy Entertainment. Игра и персонаж так понравились пользователю, что Алан стал центром собственной маленькой вселенной, где уже есть и сериал - "Брайт Фоллс", 2010.
Место действия - Плимут, Новая Англия - места, облюбованные Кингом. Да и в сериале звучат кинговские слова про чистый лист бумаги. Провинстаун - не выдумка,это реальной город в США, причем город с богатой и противоречивой историей.
Но вернемся к сюжету.
Вторая история сезона связана с пришельцами. Она состоит всего из четырех серий, и сюжетно делится на две части: первая - это события прошлого, когда пришельцы прибыли на Землю, и вторая - события настоящего, где пришельцы уже вовсю заняты своим грязным делом. Есть стиль, и даже есть тонкий юмор, но всё равно для АИУ очень слабо, в том числе из-за тайминга. Во второй части есть только один интересный момент, который появится уже в последней серии: намек на то, что даже президенты США строят теории заговоров. Один верит в других пришельцев, другой - что его хотят убить властьимущие. Это правда было очень смешно.
Американская история ужасов: Двойной сеанс - American Horror: Double Feature - 2021
Режиссеры: 1. Джон Дж. Грей, Лони Перистер, Аксель Кэролин; 2. Макс Уинклер, Тесса Блейк, Лаура Белси, Джон Дж. Грей, Аксель Кэролин
Сценарий: 1. Райан Мёрфи, Брэд Фэлчак, Мэнни Кото; 2. Брэд Фэлчак, Кристен Рейдель, Мэнни Кото, Райлли Смит
Актеры: 1. Сара Полсон, Эван Питерс, Лили Рэйб, Финн Уиттрок, Фрэнсис Конрой, Билли Лурд, Лесли Гроссман, Адина Портер, Анжелика Росс, Маколей Калкин, Райан Кира Армстронг
2. Сара Полсон, Лили Рэйб, Лесли Гроссман, Анжелика Росс, Нил Макдонаф, Кайя Гербер, Нико Гритэм, Айзек Коул Пауэлл, Рэйчел Хилсон, Ребекка Дайан