Цензор (2021) Апогей цензуры и торжество бюрократии

Sep 09, 2021 20:21

Вокруг этого фильма ходит немало споров. Одни говорят, что фильм гениальный, другие - что ужасный. Ошибаются обе стороны, ибо фильм содержит гениальные идеи, но ужасно их раскрывает.



Действие фильма происходит в Британии 80-х, где общество свято верит: во всех преступлениях виноваты фильмы ужасов. Девушка Энид - цензор, она должна отсматривать все ужастики и вырезать из них слишком натуралистичные сцены, которые могли бы оскорбить высокоморальное сообщество. Но у самой Энид есть грешок, который точит её душу.

Основное преимущество этого фильма в том, что от него веет хоть какой-то свежий ветерок, пусть и с примесью давно знакомых ароматов. Интересная попытка совместить общество и человека, возврат к подзабытым ходам смешения кино и реальности, уход от шаблонных сцен. Хотя бы ради этого "Цензора" стоит посмотреть.

В мире "Цензора" общество одержимо мыслью, что фильмы ужасов порождают в человеке желание убивать. Когда достопочтенный (с виду) муж убивают свою жену, общество не спрашивает "какие у него были мотивы?", - общество визжит "он убил её прямо как в фильме ужасов, значит виноваты цензоры, они пропустили эту сцену!" Как это просто и привлекательно: сразу найти виноватого, спихнуть всю проблему на ужасы, вместо того, чтобы искать причины преступлений в самих людях. Очень точная фраза из "Цензора":

"Люди думают, что я создаю ужас, но они ошибаются. Ужас уже живет в каждом из нас. И в тебе."

И тут же возникает важный вопрос: минуточку, а кто именно устанавливает цензуру? Мы привыкли считать, что главный цензор - это государство, и любим ругать чиновников за это. Но случись что - и само общество принимается обвинять тех же чиновников, что цензура недостаточно жесткая! Общество готово забыть даже о том, что каждый человек сам делает выбор, смотреть ему этот фильм или нет. И вместо того, чтобы нести ответственность за свой выбор, люди осуждают того, кто им этот выбор дал. Пора уже признаться: человечество может быть счастливо только при тоталитаризме!



Вот в таком обществе и происходит действие фильма. Как по мне, кино получилось не страшное, а скорее любопытное. Постепенно оно скатывается в подобие психоделики с претензией на оригинальность, но всё это уже было где-то. Ощущается влияние старых сериалов-антологий типа "Мастеров ужасов": видна та же попытка выйти за рамки жанра, напугать не кровью, а непонятностями и психозами. В целом мне нравится эта попытка, и нравится этот фильм, прежде всего своим комично-реальным контрастом между сухой канцелярско-бюрократической обстановкой и сценами, которые изучают эти канцелярские крысы.

Подчеркнуто-холодная, сухая девушка-цензор с унылой жизнью, она смотрит на экран, где насилуют женщину в яркой блузке, и лицо цензора не выражает ничего. Это великолепный ход, и эта сцена выглядит очень многообещающе.

Беда в том, что таких сильных сцен оказалось всего несколько, и они в конце концов ушли в молоко, ибо непонятно, что именно хотел сказать автор. Две идеи "Цензора" фактически не пересекаются между собой, связываясь лишь работой Энид. Сюжет построен вокруг того, что мрачное прошлое Энид стало потихоньку всплывать, и упс: тут практически не важно, работает ли она цензором! Если бы например Энид была просто звукорежиссером или актером озвучки, ничего бы не поменялось.

Кроме того, в фильме нет цельности, единства. Всё происходит кусками, девушка передвигается по разным локациям, и зритель воспринимает их именно как локации, а не как единый город. Из-за этого теряется ощущение связности происходящего. Я не вижу здесь истории, - только отдельные сцены, которые я должен сам соединить между собой.



Идеи конфликта общество-цензура-ужасы тоже поданы отдельными кусками. Так происходит в "Цензоре" снова и снова: режиссерка берет хорошую мысль, задевает её лишь краешком и тут же отбрасывает, словно её клиповое мышление не в состоянии полноценно обработать удачную находку. А может быть, для неё оказалось слишком сложным гармонично вписать в сюжет сразу две линии - и антиутопичного общества, и личного ужаса цензора. Так или иначе, я постоянно ощущал какую-то недоделанность, оборванность всех линий. "Цензор" - это неплохой фильм, но очень сырой и неуверенный, словно черновой вариант, который попал на экран вместо чистовика по ошибке.

А главное: он очень серо и сыро снят. Детали, детали и еще раз детали! Их нет, и за это я ненавижу этот фильм. Хочется атмосферы, визуального пиршества, смешения кричащих цветов и мрака, сюрреализма и сарказма. Хочется, но не дали. Прекрасную идею реализовали в типовых унылых тонах, добавив лишь минимум необходимых деталей и чуть-чуть цвета, и это главная ошибка режиссерки. Она сняла мир куце и слишком реально, хотя сама идея, гиперболизированный страх общества перед ужастиками, требует гиперболы и для своего выражения. Но режиссерка превратила весь фильм в такую же серую мышь, какой была главная героиня.

п.с. В "Цензоре" очень много отсылок к разным фильмам ужасов, как чисто визуальных, в виде постеров, так и в сюжете. Но мне лень их искать, ибо "Цензор" не настолько хорош, чтобы тратить на него лишнее время.

п.п.с. Если вдруг кто-то не понял, что происходит в фильме. В Британии действительно была очень жесткая цензура, в 1984-м был принят закон, создающий институт цензоров, который очень жестко давил не только ужасы, но вообще любую неугодную информацию. Конечно, такое не могло закончиться хорошо. Фильм "Цензор" содержит отголоски того времени, но смотрит на это под другим углом. [спойлер]Цензор Энид сначала уверяет всех вокруг и саму себя, что делает важное дело, спасает людей от убийств. Сама Энид мечтает об идеальном мире, где домики с маленькими заборчиками и все улыбаются, как на постере сопливого семейного кино. Но потом она видит статью, где написано, что из-за цензоров, пропустивших жестокую сцену, совершено убийство. Плюс воспоминание о сестре, плюс особо страшный фильм, плюс мерзкий режиссер, - и у Энид окончательно поехала крыша. Она приняла актрису за свою сестру (хотя это не была её сестра), и возомнила, что спасает свою псевдо-сестру от режиссера ужастиков, который для неё, цензора, казался воплощением зла. Убив главного монстра, Энид фантазирует "счастливую концовку" в соответствии с классическим построением кино, представляет себе картинку-постер, в ее воображении она героиня, которая всех спасла и все её любят. Но в её съехавшее сознание еще прорывается реальность, поэтому на этом "постере" лица родителей Энид искажены ужасом. Т.о. "Цензор" - это такое реверсивное мета-кино. Режиссер вроде как высмеивает идею, что от ужастиков сходит с ума, и тут же показывает цензора, который от ужастиков сошел с ума.

Цензор - Censor - 2021

Страна: Великобритания
Режиссер: Прано Бэйли-Бонд
Актеры: Нив Алгар, Майкл Смайли, Николас Барнс, Винсент Франклин, София Ла Порта, Адриан Шиллер, Клер Холман

2021, Британское кино, Мета-кино/пост-кино, НеШаблон, #осеньосень, #10фильмов, Режиссерки, Кино про кино

Previous post Next post
Up