Сижу, читаю по совету Ивана "Мир в ореховой скорлупке" Хокинга. Позади только треть, но кой-какие вещи я для себя поняла.
Первое - до меня дошло, наконец, что из себя представляет теория относительности.
Второе - я поняла, что у физикис литературой действительно общего чуть ли не больше, чем с химией. Физика работает с метафорами. И метафорами метафор. Это метафоры кружевные, метафоры многоступенчатые. Это как раз тот случай, когда от выбранной точки зрения (то бишь метафоры) зависит конечный результат эксперимента (и да, у меня появилась доп. аналогия, позволяющая мне, гумаитарию, представить, как устроен программный код и почему он тоже похож на стихи). Это так красиво! И как же от всей этой красоты трещат мозги!))
Третья вещь, которую я для себя поняла - почему у меня всегда были проблемы с физикой. Всегда. И именно с физикой. Школьная физика неимоверно скучна. В основном она сводится к решению задачек с формулами. Формулы эти для меня - абстракция от ничто. Метафора, опоры для которой я не нахожу. Поэтому формулы не имеют для меня смысла, поэтому я не умею их читать. А они тот же текст, только составленный исключительно из индексов метафор.
Сознание школьника (а в физике я по-прежнему школьник-троечник, что уж), вообще-то, не слишком привыкло к метафорам. Попадалось мне исследование - так вот, с каждым годом количество школьников, умеющих метафоры считывать, становится все меньше (Бодрийяр, похоже прав, говоря о том, что метафора как механизм мышления повсеместно заменяется метонимией - он только не озаботился привести примеры).
В принципе, решить проблему с метафорами помогли бы яркие эксперименты. Они могли бы восстановить связь метафоры с полем, ее породившим. Но ни фига, школа же.
Даже если мы проводим эксперимент - эксперимент как бы самоценен (его ценность - в отметке - кому оно надо?). У него нет ни "зачем?", ни "следовательно". Он может быть идеален, как горчевская блондинка в вакууме, но что толку?
Чтобы вы не рыдали вместе со мной над упущенными интересностями - скажу, что в одиннадцатом, кажется, классе на урок пришел новый учитель. Гуманитарий по складу ума. Физика вдруг стала роднее) А что еще более важно - я заподозрила, что это нескучная наука и что она имеет какое-то отношение к реальности. Повезло. Могло и не повезти.
Забавно еще: я впервые переосмысляю сейчас собственный школьный опыт...