Гений уже живёт в нём в самом начале десятилетия 1880-1890 (это, собственно и весь его творческий период), но смотрит ещё не так,
как будет потом. Пока ему интересны подробности мира: материал, фактура... как природное (см. напр.: "Корни дерева в песчаной
почве", 1882; "Птичьи гнёзда" 1885), так и "культурный слой" ("Столярный двор", 1882), поэтому и конкретный человек, чаще
человек рабочий... как называет себя один топ-математик - "рабочий в тёмной одежде"... да, вот именно этот вот персонаж
("Землекопы, подражание
Милле", 1880 и мн., мн. др.)
Художественное обобщение и некая сверхзадача (если не сверхидея) обнаружат себя в его картинах только под конец десятилетия
и жизни, как и новая техника письма, пуантилистский мазок и внеземной цвет и свет (и, напр., на "Землекопов" и "Сеятеля" будут
сделаны что-то типа кавер-версий на самого себя в 1889, и это будет уже "Ван Гог в силе", во всей своей изобразительной,
каким мы его и знаем). А в жизни проявится
раздвоение личности и аут... нет не аутизм, а "ауто-члено-вредительство" (хоть имя дико,
но точно абсолютно). Поздние-то его работы известны очень хорошо, а вот ранние...
Винсент Ван Гог: "Столярный двор и портомойня", май 1882.
Вот такой непривычный, ранний Ван Гог.
Вообще-то сейчас идёт выставка "Ранний Ван Гог" в голландском музее
Kroller Muller:
и смотреть лучше на её сайте, а здесь только проиллюстрируем две ступени вангоговского творческого процесса:
от подражания к новому воспроизведению, но с новым ви́дением и новым изобразительным концептом:
"Землекопы". Слева: Милле, 1855. В центре: Ван Гог, 1880. Справа: Ван Гог, 1889.
"Сеятель": Милле 1850, Ван Гог 1881 и 1889.
Ещё про Ван Гога.