УТЕРЯННОГО МАГРИТТА НАХОДЯТ ПО ЧАСТЯМ

Sep 09, 2016 23:12

Заголовок пахнет расследованием, детективом? Так и есть. Крупноформатный (114 × 162 см.) холст Рене
Магритта, бельгийского сюрреалиста, "Зачарованная поза" (La Pose Enchantée) сегодня известен только
по одной сохранившейся чёрно-белой фотографии, сделанной на художественной выставке в 1927 году, где
картина экспонировалась, поэтому этим же годом "Поза" и атрибутирована, а после... после холст исчез.
Вот это единственное фото картины:



Первые следы "Позы" обнаружились в Нью-Йоркском музее современного искусства только в 2013. Хранители
музея подготавливая к выставке "Портрет" Магритта (1935), обратили внимание на то, что в торцах картины
холст полностью записан красочным слоем, как это бывает, когда холст с живописным слоем используется
для написания другой картины поверх прежнего. Сделали рентген... и нашли одну четвертую часть утерянной
"Позы". Другая четвертушка нашлась быстрее, так как теперь уже знали, где искать, и все музеи, имеющие
работы Магритта, стали проверять торцы своих экспонатов. Нашлась она в Швеции, в Стокгольмском музее
современного искусства под красочным слоем известной картины "Красная модель" (1935). Так восстановилась
одна из обнажённых фигур "Позы": под "Портретом" - её торс, под "Моделью" - ноги. Ниже помещены (слева-
направо) "Портрет", его рентген (торс "Позы" получился лежащим горизонтально) и "Красная модель":





И вот, наконец, в этом, 2016-м, году экспертами Художественной галереи города Норидж в Норфолке,
было проделано всё то же самое, что и музейными работниками в Нью-Йорке и Стокгольме, вплоть до
рентгена, с картиной Магритта "Условия человеческого существования" (La Condition Humaine), 1935.

Эта картина из Нориджа имеет то же название и год написания, что и хранящаяся в коллекции Симона
Спирера, Женева, Швейцария, но, конечно, не содержание. Ниже "Условия" из Женевы идёт первой слева,
далее "Условия" из Нориджа и её рентгеновское изображение (перевёрнутое вверх тормашками, чтобы
проступающая фигура "Позы" была головой вверх):





Итак, под "Условиями" из Нориджа оказалась правя нижняя четверть "Позы". Осталось отыскать только
ещё одну четвертушку, правую верхнюю. Найдут ли? Большой вопрос. Но ещё больший вопрос, зачем это
Магритт разрезал холст "Зачарованной позы" на четыре равные части и записал получившиеся четыре
четвертушки другими четырьмя своими картинами? Что произошло где-то между 1927 и 1935 гг. с его
творческим процессом? Что за сигналы из сверхреальности (сюрреализм - это и есть художественное
направление, изображающее сверхреальность) он получил?

По материалам ArtNetNews

изостудия им. Жан-Поля, изо-опыты, художник как медиум, художественный контекст, изобразительный универсум

Previous post Next post
Up