КАКОЙ БЕС В НЕЁ ВСЕЛИЛСЯ?..

Aug 31, 2016 16:38

...да мало ли какой, - ведь имя им - легион!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Но вот (весьма развёрнутое) объяснение:

vbulahtin: Пляска святого Вита представляет большой интерес как медицинское, культурное и историческое ­явление

Я не врач, но посмотреть могу, и ролик-то этот чудесный мне показался симптоматичным как и многое.

Как удивительно в этом ролике представлены усталость, одиночество, стремление к импульсивным иррациональным поступкам (действую, потому что так чувствую -- это, кстати, и в фильмах многих демонстрируют -- чувствую-решаю-иду до конца...), и тяга к разрушению тоже присутствует


Как тут не вспомнить средневековую пляску святого Вита)

В XIV веке Европу охватила эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней.
Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов.
В разгар этого бедствия наступил праздник святого Вита, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами.

Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво.
Зловещее, заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.

Кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса Пир во время чумы ), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где пляска святого Вита означает известный клинический симптом:
"Непроизвольные движения рук, ног, туловища, нередко мимических мышц лица называются хореическими гиперкинезами.
В начале заболевания они носят едва заметный, “случайный” характер.
Нередко на ранних стадиях заболевания явных гиперкинезов не видно, но улавливается некоторое двигательное беспокойство человека, ему “не сидится на месте”.
В дальнейшем, по мере развития заболевания, хореические гиперкинезы усиливаются, затрагивают все новые и новые группы мышц.

Характерными проявлениями заболевания являются также нарушения памяти, мышления, интеллектуальной деятельности, то есть когнитивные нарушения (или расстройства познавательной функции головного мозга).
В первую очередь страдает кратковременная память, нарушается концентрация внимания, человек становится рассеянным. Одновременно утрачивается аналитическая функция головного мозга, способность к абстрагированию, обобщениям и логическим умозаключениям, мышление становится примитивным, наблюдается утрата привычных интересов.

Страдают личностные характеристики человека, изменяется характер, появляются эмоционально-волевые и нередко психические нарушения".

О том, как выглядело «танцевальное безумие» Вита, позволяют средневековые исторические источники.

Запись в Большой бельгийской хронике (Magnum Chronicon Belgicum) от 1374 года, которая гласит:
«В этом году в Ахен прибыли толпы диковинных людей и отсюда двинулись на Францию. Существа обоего пола, вдохновленные дьяволом, рука об руку танцевали на улицах, в домах, в церквах, прыгая и крича безо всякого стыда. Изнемогши от танцев, они жаловались на боль в груди и, утираясь платками, причитали, что лучше умереть. Наконец, в Люттихе им удалось избавиться от заразы благодаря молитвам и благословениям».

Существуют и более подробные описания массовых плясок:
«За восемь дней до праздника Марии Магдалины (14 июля) неистовая пляска показалась впервые у одной женщины.
Магистрат отправил ее в часовню св. Вита в Цаберн, где она и успокоилась.
Но в течение следующих четырех дней заболело еще тридцать четыре мужчины и женщины.
Магистрат запретил бить в барабаны и трубить.
Все заболевшие также были отведены к св. Виту.
Но, несмотря на эти меры, число их в несколько дней увеличилось до двухсот.
Вновь заболевших в свою очередь отправили отдельными партиями в часовню св. Вита в Цаберн и Ротенштейн, иных пешком, а иных в экипажах, чтобы там подействовать на них молитвами и другими священными ­обрядами».

Святой Вит (лат. Santus Vitus) был историческим персонажем и жил на Сицилии во времена начала упадка Римской империи. По легенде, он с детства был наделен даром исцелять больных, и люди, впечатленные этими чудесами, обращались в веру Вита - христианство. Среди чудес, совершенных святым Витом, упоминается исцеление от беснования сына римского императора Диоклетиана. Видимо, поэтому впоследствии он считался покровителем больных эпилепсией, так как все судороги в то время считались бесовскими проделками.

В Средние века считалось, что всякий, кто спляшет перед статуей святого Вита в день его памяти (15 июня), будет пребывать в добром здравии весь год.
Святой Вит считается покровителем танцоров, актеров, эпилептиков, а также медников и пивоваров, помогает не проспать и спасает от гроз и нападения диких ­животных.

Хронология плясок
Подобные явления удивительны уже сами по себе, но действительно поражает их количество и распространенность (приводится по монографии Чижевского «Земля в объятиях ­солнца»):

1021 год. Эпидемия в Дессау (Германия).
Несколько крестьян стали плясать и продолжали пляску до тех пор, пока некоторые из них не упали замертво; у прочих, оставшихся в живых, проявления болезни остались в виде ­судорог.

1237 год.
Неистовая пляска в Утрехте (Нидерланды).
Двести человек собрались на Мозельском мосту и плясали до тех пор, пока мост не обрушился и все они не погибли в ­реке.

1337 год.
Более ста детей, прыгая и танцуя, прошли через Штейгервальд (провинция в Южной Германии) в соседний город Арюштад, где упали в изнеможении.
Многие из этих детей умерли, другие навсегда остались подверженными пляске св. ­Вита.

1370 год.
В Европе наблюдалась мания плясок.
«Танцоры» наполняли улицы, особенно в Германии и в ­Нидерландах.

1375 год.
Эпидемия прошла из Ахена по всей Германии, главным образом вдоль Рейна и Мозеля, дойдя до границ Голландии.
Больные «начинали неистово плясать и кружиться… по многу часов, пока у них не появлялось столь сильное стеснение в груди, что они падали ­ниц».
Многие утверждали, что видели под ногами струящиеся по земле потоки крови, из которых они старались выскочить и потому высоко подбрасывали ­ноги.

1479-1480 гг.
В Италии приняла повальное распространение эпидемия неистовой пляски, за которой укрепилось название ­«тарантизм».

1728 год.
Эпидемия конвульсионеров в Париже на Сен-Медорском кладбище.
Больные предавались фантастической пляске, кривляньям и ­подергиваниям.

За повторность и большое количество участников подобные массовые пляски в современной литературе получили наименование психопатических эпидемий. Но эти эпидемии были не только танцевальными. К случаям массового помешательства такие исследователи, как Владимир Бехтерев, Виктор Кандинский и Карл Ясперс, относят бесоодержимость, групповые самосожжения, самобичевания, вспышки суицидов и тому подобные явления. Разумеется, фактические данные об этих событиях неполны и недостаточны. Кроме того, исторические источники, из которых их можно получить, в большинстве случаев искажены религиозными представлениями тех времен, ведь хроники событий велись в основном ­священнослужителями.

Гипотезы
Итак, данные о танцевальных и других психических эпидемиях недостаточны для разработки фундаментальной научной теории, но исследователи предлагают несколько ­гипотез.

Вариант 1. Истерия
Психиатр Владимир Бехтерев считал массовые пляски истерическими припадками. В его монографии «Внушение и его роль в общественной жизни» (1898) справедливо отмечены схожесть клинической картины, а также и возможность индукции, то есть «заразности» ­истерии.

Вариант 2. Солнце
Александр Чижевский приводит весьма подробное исследование и хронологическое описание эпидемий пляски и связывает их возникновение с изменением солнечной активности. С этой теорией весьма трудно спорить, но тем не менее интересно, почему танцевальные эпидемии к ХХ веку поутихли - ведь солнце никуда не ­делось.

Вариант 3. Нервные заболевания
С клинической точки зрения синдром навязчивого танца с помрачением сознания, конечно же, представляется связанным с наследственными нервными заболеваниями типа вышеупомянутой болезни Гентингтона или синдрома Туретта, при которых поражены экстрапирамидная система и базальные ганглии головного мозга. Но учитывая, что наибольшая частота их встречаемости 5-7 на 100 тысяч населения, можно предположить, что связь этих болезней с пляской святого Вита ограничивается названием и схожей ­клиникой.

К повторяющимся и массовым заболеваниям со сходной клинической картиной могут привести инфекция или интоксикация.
Недостатка ни в том ни в другом в средневековой Европе не ­было.

Вариант 4. Спорынья
Идею о связи эрготизма и пляски святого Вита в 1952 году выдвинул английский исследователь Юджин Бэкман (Backman Eugene Louis). Эрготизм действительно может объяснить и массовость пляски, и психопатические синдромы. Тем более что спорынья не только присутствовала в Европе, а еще и считалась признаком хорошего урожая, то есть с ней не боролись, и зараженная рожь вполне могла попасть в пищу, а плохое питание и авитаминоз, характерные для Средневековья, только усугубляли клиническую ­картину.

Спорынья (маточные рожки) - один из давно известных грибов. Все алкалоиды спорыньи очень токсичны. Симптоматика клавицепстоксикоза (или эрготизма) обусловлена способностью алкалоидов вызывать сокращение гладких мышц и сужение сосудов и оказывать действие на нервную систему. Различают две формы эрготизма: гангренозная - «антонов огонь» (которая сопровождается нарушением трофики тканей вследствие необратимого сужения капилляров преимущественно в конечностях и ушных раковинах), и конвульсивная - «злые корчи». Факторы, обусловливающие эти две формы эрготизма, окончательно не выяснены. Предполагают, что конвульсивный вариант связан с дефицитом витамина ­А.

Вариант 5. Пожары
Во время подготовки статьи у меня появилась собственная версия: возможно, пляска святого Вита была связана с поражением нервной системы угарным газом и токсическими продуктами горения. Тут можно снова вспомнить связь с эпидемиями чумы. Как известно, для того, чтобы остановить заразу, сжигались не только трупы умерших, но и всё, к чему прикасались больные. Город во время чумы представлял собой грандиозное пожарище. Велика вероятность, что это горение происходило в условиях дефицита кислорода с выделением угарного ­газа.

В 1497 году напуганные жители Люксембурга, чтобы защититься от страшных плясок святого Вита, стали выплясывать свой танец в честь местного святого Виллиброрда, основателя города, прося у него избавления от недуга. На эти реликтовые пляски святого Виллиброрда можно посмотреть и сейчас - сопровождаемые незатейливой мелодией, исполняемой на скрипках, мандолинах, трубах и барабанах, они дожили до сегодняшнего дня и каждый год собирают в Эхтернахе множество туристов и ­паломников.

Учитывая неполноту и неточность данных, невозможно сейчас определить, какая из предложенных теорий наиболее близка к истине.
Также нельзя точно сказать, объяснялись ли все упомянутые эпизоды одной причиной или имели чисто внешнее сходство.
В любом случае пляска святого Вита представляет большой интерес как медицинское, культурное и историческое ­явление.

метафизика в жестах, страна-святых-чудес, демоно-технология, антидот

Previous post Next post
Up