ИЗОЯЗЫК ИКОНЫ. 4

Aug 20, 2016 23:25

ЗНАК ГРЕХА


Страшный суд. Фрагмент фрески. Новодевичий монастырь. XVII в.

В христианской иконографии стоящие дыбом
волосы - знак греха и порока, ярости и дикости.
Это традиционная прическа демонов.

Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые.
Только к XVII веку изредка появляются рога,
которые черти заимствуют у своих европейских коллег.

Но и рога часто соседствуют с теми же
вздыбленными локонами.

Такая прическа у других персонажей означает,
что перед нами грешник, еретик или язычник.
Если хохлатый человек полностью или частично
написан темной краской, значит, это уже не грешник,
а бесовская иллюзия - демон, который преобразился
в монаха, воина, женщину и т. п.,
чтобы обмануть или соблазнить героя.


Суд Пилата. Фрагмент иконы из Успен­ского собора Кирилло-Белозерского мона­стыря. Около 1497 года

На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диаго­нальными прорисями сзади. Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол - знак греха.

Непременный атрибут воина - шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно.

Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически - хохлатый шлем. Этот знак часто маркирует врагов - агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей. Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых.

По материалам.

христианское искусство, знаки и значения, изо-библеистика, знаки и символы, художественный контекст, изобразительный универсум

Previous post Next post
Up