ЗНАК ГРЕХА
![](http://ic.pics.livejournal.com/pankratiev/7638564/250757/250757_original.jpg)
Страшный суд. Фрагмент фрески. Новодевичий монастырь. XVII в.
В христианской иконографии стоящие дыбом
волосы - знак греха и порока, ярости и дикости.
Это традиционная прическа демонов.
Русские бесы и сатана хохлатые и остроголовые.
Только к XVII веку изредка появляются рога,
которые черти заимствуют у своих европейских коллег.
Но и рога часто соседствуют с теми же
вздыбленными локонами.
Такая прическа у других персонажей означает,
что перед нами грешник, еретик или язычник.
Если хохлатый человек полностью или частично
написан темной краской, значит, это уже не грешник,
а бесовская иллюзия - демон, который преобразился
в монаха, воина, женщину и т. п.,
чтобы обмануть или соблазнить героя.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pankratiev/7638564/250913/250913_original.jpg)
Суд Пилата. Фрагмент иконы из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 года
На многих иконах и фресках воины одеты в странные шлемы с диагональными прорисями сзади. Это не плюмаж, на Руси не использовали боевое оперение. Перед нами тот же хохол - знак греха.
Непременный атрибут воина - шлем на голове, но под ним показать вздыбленные волосы невозможно.
Чтобы решить такую дилемму, русские иконописцы создали гибрид шлема и бесовской прически - хохлатый шлем. Этот знак часто маркирует врагов - агрессоров, захватчиков, убийц, слуг языческих царей. Те же шлемы можно заметить на головах римских воинов в сценах страстей Христовых.
По материалам.