Дожили до положения дел, которого пока ещё не было в истории. Относится это новое положение к генерации и циркулированию информации. С одной стороны - сеть, глобальная, миллиарды порождающих или обрабатывающих и передающих дальше сведения узлов, каждый связан с каждым, то есть невероятная связность и прозрачность, доступность данных, а с другой - возможность заинтересованным акторам, возможность почти ничем не ограниченная, манипулировать инфопотоками: искажать, загрязнять, уплотнять или наоборот разжижать, раздувать до степени почти полной пустоты, конструировать по заказу из- или в этих потоках идеологические векторы, пропагандистские кампании и т.д. и т.п.
Понятно, что в такой ситуации неискушённый потребитель новостей и аналитики почти беззащитен: он играет один, в лучшем случае группой (френдов), а против него не только отдельные одиночки и группы с большим соцкапиталом или другим медиаресурсом, но и мощные инфоорганизации, СМИ, к которым приписан уже не виртуальный социальный-, а совершенно реальный финансовый капитал.
Индивидуал в сети, кажется, стоит перед неохватностью содержания, которое ему кажется хаосом: вроде каждый квант в потоке имеет свой смысл, даже автора, но идейный вектор этого кванта в сети меняется прямо в реальном времени, здесь и сейчас, кванты группируются в многообразия, отдельные области, которые чаще всего представляют собой не упорядоченные и классифицированные структуры, системы, а клубящиеся, как облака (не зря это теперь понятие инфотехнологий), множества из знаков, картинок и более сложных синтетических образов.
Как ориентироваться в этих облачных клубящихся инфопотоках? Очень помогают концепты. Если они, конечно, работающие. Эффективный концепт способен сжимать потоки до обозримых структур, множества фактов как бы примерзают к намеченным немногим линиям и образуют относительно жёсткие, устойчивые конструкции, причём, неважно реальные это факты или они порождёны, придуманы для загрязнения потока, или даже несколько раз перепорождены, перекрашены и снабжены новыми ярлыками пропагандой.
Концептуалист-рекордсмен тут конечно Дм. Галковский. Вот уж почти тридцать лет он бесперебойно снабжает нас, и это ещё "в щадящем режиме", невероятно эффективными концептами. Чаще всего они имеют форму исторической гипотезы, фундированной внутри себя, если это нужно, философским, политологическим, религиоведческим, социально-экономическим и даже, не побоюсь сказать это, культурно-антропологическим дискурсом. Причём терминология разных дисциплин используется в минимальной степени, язык очень простой, хороший русский.
Сколько за эти годы было нападок на концепт "Криптоколония" или "История - боевая легенда государства" (другие концепты приводить не буду, и так что-то слишком много букв выходит, я когда-то составлял список по "Бесконечному тупику" - так больше двух десятков вышло),.. да, нападок... но всё так же то у одного, то другого учёного автора нет да и проскочит пассажик примерно в таком духе: писания несомненно талантливого литератора - это, конечно, не более, чем беллетристика, но в них есть, да, полезное для исследователя зерно, помогающее увидеть проблему в новом свете, ракурсе... и в конечном итоге лучше разобраться в ней, понять. Я бы добавил, а то сидели бы вы со своей историографией и источниковедением там же, где сидели.
Ещё кусочек методологии, и хватит, а то ничего себе введеньеце получается. В последнем постинге
"Утомлённые полумесяцем" Дм. Евг. всё так же щедро и и по-доброму (между прочим, "я тебе добра хочу" и "в щадящем режиме" - это тоже в своём роде концепты. на это указывает хотя бы то, что эти заковыченные выражения стали знаками или мемами, то есть свёртками, типовых ситуаций с присущими им дискурсами или больших кусков различных текстов) раскрыл новый концепт. Я его могу здесь только как-то назвать и довести до схемы. Дело в том, что автор, само собой, не ставил себе задачи называть или описывать концепт в виде схемы, он растворён в тексте
"Полумесяца", и уже задача "пользователя", желающего применять этот концепт уже как инструмент для упорядочения инфопотоков как-то его обозначить (дать имя, хотя бы рабочее) и дать его схему. Этим и займёмся.
Схематизация.
Схематизация - это всегда очень сильное огрубление, остаются только самые важные черты.
Чтобы довести концепт до схемы приходится даже относительно короткий и уже в принципе схематичный текст доводить до обрубка, зато этим "обрубком" удобней будет пользоваться инструментально.
Европейцы, ведя т.н.
"Большую игру", сделали два очень важных для них хода. Инспирировали две революции: в России и Турции. Целью первой была азиатизация европейских русских, второй - европеизация азиатских турок.
Европа (Россия) → Азия
Азия (Турция) → Европа
И оба этих хода закончились для Европы обломами. Интересен здесь инвариант этих двух геополитических действий - это военные. Действовали через армию, точнее, армейское масонство:
Европа (Россия) {Армия → + Масонство} → Азия
Азия (Турция) {Масонство → + Армия } → Европа
Вот такой был общий план.
Но в России масонская Красная армия порождала европеизм, и её пришлось уничтожить, партийные функционеры, правда, ещё довольно долго носили military tunics, такие военного образца френчи или кители (моду задавал сам знающий толк в языкознании генералиссимус), но всё это отмерло и воцарилась европейская одежда и вообще пошла неуправляемая европеизация Эсесесерии, то есть возвращение статуса кво, то есть обратно - в Европу!
В Турции всё наоборот: масонство было основой и порождающей матрицы новой европеизированной армии и без масонства армия не жизнеспособна, как только ослабела армия в результате исламистского путча, то нечем поддерживать европеизм, поэтому возврат снова в Азию. Интересно отметить, что турецкий Сталин Ататюрк, наоборот, изображался (см., напр., на памятнике) не в военном мундире, а европейском френче, но в результате всё возвращается к азиатскому халату.
Европа (Россия) {Армия → + Масонство} → Азия × (облом) → Европа
Азия (Турция) {Масонство → + Армия } → Европа × (облом) → Азия
Схема для турции в образном виде:
→
→
Для России образности слишком много, чтобы её приводить, впрочем, упомянутая в "Утомлённом полумесяце" Украина (которая, напомню, часть исторической России) изображена на первой, вводной, фотографии. Там "революцонные френчи" (может это сгодится в качестве имени рассмотренного концепта) снова вошли в моду, как и революционное, полусимволическое оружие вроде пулемёта "Максим" с оптическим прицелом.