РЕМЕСЛО ИСКУССТВОВЕДА

Apr 24, 2015 14:32


Существует два базовых искусствоведческих метода.
Первый, исторический, предполагает, что зрителю в обязательном порядке нужно быть осведомленным о времени и окружении художника.
Тут, вообщем-то, могут пригодится любые знания.
Например, информация, что Вермеер задолжал перед смертью 600 гульденов зеленщику, призвана, видимо, понять всю отчаянность положения великого художника, обремененного 11 детьми.
Если же забыть сарказм, то именно исторический метод слишком сложен для профессионалов, желающих понять весь стилистический спектр и относительно прост для начинающих ибо круг их вопросов вполне может быть удовлетворен красочным изложением биографий художников.
Второй метод призван исключительно по внешним признакам определять качественный уровень произведения искусства. Здесь, специалист должен, напротив, представить объект искусства вне временных рамок. Это занятие тем интересней, что предполагает появление системы эстетического восприятия, основанное на представлении о качестве произведения. Другими словами, в процессе устного или письменного описания предмета искусства рождается индивидуальная система творческих предпочтений.
Исторический метод не объективен в представлении о художественных иерархиях. Там, где исследователь имеет дело с тысячами фактов, очень тяжело не впасть в прелесть "повествования от лица художника".
Также пошло, как биографические пафосные романы о Наполеоне или Магомете, смотрятся описания жизни живописцев, которые, после определенной тренировки автора, приобретают весьма одинаковые, типические черты.
Формальный метод, руководствуясь анализом композиционных движений и организации пространства в живописном произведении, раскрывает конечный результат автора, в то время как исторический подход претендует на объяснение общих мотиваций появления картины именно в этот хронологический промежуток.
Спор о превосходстве той или иной искусствоведческой формы работы с предметом искусства - дилетантская затея. Нет смысла в безапелляционном суждении о превосходстве одного или другого метода. Профессионализм подхода складывается в субъективном смешении этих двух составляющих искусствоведческого ремесла.
Кирилл Алексеев,
Госинститут искусствознания

это искусство

Previous post Next post
Up